Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
ВЭД
05.01.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зона против ассоциации©

Россия в одностороннем порядке приостановила с 1 января 2016 г. действие Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г. в отношении Украины. Этот шаг стал очередной попыткой Москвы «наказать» Киев за вступление в ассоциацию и зону свободной торговли с Евросоюзом. Одновременно в дополнение к прежним ограничениям начинает действовать эмбарго на ввоз украинских продуктов. Пока остается неясным, приведет ли это к ухудшению внешнеторговых связей Беларуси с Украиной или у нашего бизнеса появятся новые возможности.

Власти РФ объясняют свои действия опасениями, что через Украину в Евразийский экономический союз хлынет поток якобы дешевых товаров из Евросоюза, к тому же не соответствующих техрегламентам ЕАЭС. Почему-то стандартный набор мер, позволяющих исключать из любого преференциального режима внешней торговли отдельные группы товаров, в т.ч. происходящих из третьих стран, в Москве сочли недостаточным. Между тем правила ВТО, членами которой являются РФ и Украина, как и Договор о Евразийском экономическом союзе, однозначно формулируют термин «страна происхождения товара» и механизмы ее определения. По оценкам многих специалистов, Россия, а вместе с ней остальные участники ЕАЭС, при желании вполне могли бы защитить своих производителей в рамках правил ВТО и ст. 37 Договора о ЕАЭС. Если же речь идет о том, чтобы не допустить усиления конкуренции для российских товаров на украинском рынке и в других странах СНГ, то нынешняя позиция только усугубляет положение.

Беларусь, Армения и Казахстан не делали официальных заявлений об отношении к действиям своего союзника по ЕАЭС.

В связи с приостановлением действия Договора о зоне свободной торговли Президент РФ 1 января подписал указ № 1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации». В соответствии с данным указом международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов из Украины в Казахстан через территорию РФ должны осуществляться только с территории Беларуси. Но радоваться такому эксклюзиву рано.

Условием транзита является применение к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и железнодорожного подвижного состава, помещениям, емкостям и иным местам, в которых находятся или могут находиться товары, средств идентификации (пломб), в т.ч. функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих автомобильные перевозки, учетных талонов.

Наложение (снятие) средств идентификации (пломб), в т.ч. функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, при осуществлении автомобильных и железнодорожных перевозок будет производиться при въезде в РФ и выезде с ее территории в стационарных или передвижных контрольных пунктах и контрольных пунктах, расположенных на железнодорожных станциях.

Водители транспортных средств, осуществляющие автомобильные перевозки, будут обязаны при въезде в Россию из Беларуси получить учетные талоны в стационарных или передвижных контрольных пунктах и при выезде из РФ сдать их в указанных пунктах. В случае нарушения порядка наложения (снятия) и применения пломб учетные талоны считаются недействительными.

Правительству РФ еще предстоит установить требования и правила использования пломб, определить стационарные и передвижные контрольные пункты и принять меры, направленные на обеспечение контроля за осуществлением автомобильных и железнодорожных перевозок. Единственным исполнителем закупки работ по созданию и эксплуатации системы контроля за транзитными автомобильными и железнодорожными перевозками назначено акционерное общество «ГЛОНАСС». Так что белорусским и другим перевозчикам еще предстоит оценить, во что им обойдутся услуги новоиспеченного монополиста.

Свои потери от эмбарго Украина предварительно оценила в 600 млн. USD. Впрочем, в Киеве заявили, что за последние годы зависимость республики от российского рынка уменьшилась в несколько раз, а  экспорт украинских продуктов в РФ снизился до исторического минимума. Более того, украинское правительство уже объявило о намерении ввести встречные меры против российских товаров.

В такой ситуации соблазнительно предположить, что белорусские компании смогут выгадать, заняв место посредника между конфликтующими сторонами. Однако опыт поставок в Россию «санкционных» продуктов из ЕС и состояние отечественного торгового баланса показывают, что особых достижений здесь ожидать трудно.

Тем временем 28 декабря 2015 г. в Минске на очередном заседании белорусско-украинской Рабочей группы высокого уровня стороны согласовали алгоритм дальнейших совместных действий по снятию ограничительных мер во взаимной торговле, включая решение украинской стороны о введении с 20 января 2016 г. специальной пошлины в размере 39,2% на ряд экспортируемых в Украину белорусских товаров.

Заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская проинформировала, что 26 декабря президентом П.Порошенко подписан закон «О мерах по стимулированию внешнеэкономической деятельности», которым с 1 января 2016 г. отменяется дополнительный импортный сбор, применявшийся в т.ч. в отношении белорусской продукции. Это позволит снять действующие тарифные барьеры по ее доступу на украинский рынок и создаст предпосылки для увеличения объемов экспорта наших товаров в Украину.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений