Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
ВЭД
06.12.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зона без льготы

2 декабря вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которое устанавливает новые правила определения таможенной стоимости товаров, произведенных в свободных экономических зонах (СЭЗ) или на свободных складах. При этом товары, произведенные в СЭЗ, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории ЕАЭС рассматриваются как ввозимые в союз из третьих стран. Такой же принцип применяется для оборудования, вывозимого из СЭЗ на остальную часть таможенной территории союза. При этом с 1 января резиденты СЭЗ утратят право на таможенные льготы.

Для определения таможенной стоимости таких товаров в первую очередь применяется стоимость сделки при их продаже на остальную часть таможенной территории ЕАЭС. Таким образом, декларанты смогут определять таможенную стоимость товаров на основании их реальной стоимости, например, с учетом морального и физического износа оборудования, считают в ЕЭК.

Кроме того, в решении закреплены остальные правила применения методов определения таможенной стоимости, а также особенности расчета дополнительных начислений или вычетов, предусмотренных ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости от 2008 г. Аналогичные правила установлены для товаров, произведенных на свободных складах, для оборудования, введенного в эксплуатацию и используемого владельцами таких складов.

В ЕЭК считают, что данное решение устраняет правовую неопределенность, что особенно актуально в связи с окончанием с 1.01.2017 г. «льготного» периода для зон.

Итак, теперь товары, произведенные в СЭЗ или на свободных складах, больше не смогут приобретать статус товаров ЕАЭС и вывозиться с территории зоны или свободного склада на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин и налогов. Новые правила могут пагубно отразиться на судьбе многих резидентов существующих в Беларуси СЭЗ. На начало июля в них было зарегистрировано 413 действующих предприятий, на которые приходилось 12,3% объема промышленного производства страны, 8,9% инвестиций в основной капитал, 15,4% экспорта товаров (1718,3 млн. USD), из которых 64,7% приходится на Россию. При этом 38,5% резидентов СЭЗ были убыточными еще по итогам I полугодия т.г. даже при наличии «полного комплекта» льгот. Утрата одного из главных конкурентных преимуществ может привести к закрытию многих резидентов СЭЗ или сокращению их деятельности и потере рабочих мест.

Между тем проблему можно было бы решить. Например, для Калининградской особой экономической зоны льготный период закончился еще 1 апреля т.г. Но с этой даты около 800 участников российских исключительных экономических зон получили возможность субсидирования потерь от уплачиваемых ввозных таможенных пошлин на сумму более 66 млрд. RUB. Основанием для этого служит ст. 16 Закона РФ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике». Российским компаниям требуется лишь заключить с соблюдением ряда условий специальные инвестиционные контракты, получить статус участника регионального инвестпроекта, чтобы претендовать на налоговые и иные преференции (в т.ч. в сфере госзакупок) вместо утраченных «зональных» льгот. В Беларуси и Казахстане создать аналогичный механизм не сочли нужным или не успели. Но расплачиваться за это придется бизнесу.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений