Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Юридическим лицам
29.11.2016 20 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельный налог и участки из лесного фонда

В связи с обращениями организаций по вопросам, связанным с порядком исчисления земельного налога за 2010–2015 гг. за земельные участки, предоставленные организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, Госкомимущество и МНС в совместном письме от 31.10.2016 № 7-5/6296/вн и № 2-2-12/2066 разъясняют следующее.

Кадастровая стоимость земель лесного фонда установлена согласно приложению к постановлению Совмина от 28.03.2007 № 384 «О кадастровой стоимости земель лесного фонда» (далее – постановление № 384). В соответствии с этим приложением кадастровая стоимость таких земель дифференцируется по видам земель лесного фонда, типам леса, группам и категориям защитности лесов.

Согласно ч. 2 п. 1 постановления № 384 кадастровая стоимость земель лесного фонда применяется при установлении платы за участки, предоставленные юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и др.), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

На основании изложенного при определении налоговой базы – кадастровой стоимости за участки, предоставленные юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и др.), вне зависимости от категории земель, в которую переведены указанные участки, следует руководствоваться постановлением № 384.

С 1.01.2010 г. нормами ст. 195 НК предусмотрено, что налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем исчислять земельный налог исходя из налоговой базы – кадастровой стоимости, установленной в приложении к постановлению № 384, надо было с указанной даты, т.е. с 1.01.2010 г. Приведенная норма применяется в отношении любых участков, предоставленных юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, независимо от даты их предоставления. В случае если самостоятельно не представляется возможным определить, для каких целей выделен участок из земель лесного фонда, информацию о том, какие конкретно участки, предоставленные из земель лесного фонда, предназначены для строительства и обслуживания линейных объектов можно получить в местных исполкомах.

В соответствии с постановлением № 384 кадастровая стоимость земель лесного фонда определяется в зависимости от групп лесов, особой защитности участков лесов с ограниченным режимом лесопользования и типов леса с применением коэффициента, учитывающего уровень инфляции по отношению к предыдущему году (официально опубликованного Белстатом).

Кадастровая стоимость земель лесного фонда установлена в приложении к постановлению № 384, и ее размер приведен в таблице 1.

Таблица 1.

руб. за один гектар

Типы леса

Леса

I группы

II группы

особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования

Сфагновый, осоково-сфагновый, пушицево-сфагновый

2568

1284

2568

Осоковый, ивняковый

3424

1712

3424

Таволговый, осоково-травяной, касатиковый, болотно-разнотравный, болотно-папоротниковый

5136

2568

5136

 Багульниковый

5992

2996

5992

Лишайниковый, вересковый

6848

3424

6848

Долгомошниковый, приручейно-травяной, брусничный

8560

4280

8560

Мшистый, черничный, прируслово-пойменный, злаково-пойменный

10 272

5136

10 272

Крапивный

11 984

5992

11 984

Орляковый, злаковый, зеленомошный

13 696

6848

13 696

Снытевый, папоротниковый, луговиковый, ольхово-пойменный, ясенево-пойменный, широкотравно-пойменный, пойменный

14 552

7276

14 552

Кисличный

16 264

8132

16 264

Таким образом, для правильного исчисления земельного налога в отношении участков, предоставленных организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (далее – участки для линейных объектов), требуется определить кадастровую стоимость земельных участ­ков, проиндексировать ее по состоянию на определенный год и применить правильную ставку земельного налога. Для определения кадастровой стоимости земельных участков для линейных объектов, расположенных в пределах одной административно-территориальной единицы, необходима следующая информация:

1) общая площадь земельных участков для линейных объектов в разрезе типов леса, групп леса и категорий защитности леса.

Получить сведения о типах лесов и площади земельных участков для линейных объектов, занятых соответствующими типами лесов, возможно на безвозмездной основе при обращении в местные исполкомы. Такая информация содержится в ведомости определения потерь лесохозяйственного производства (далее – ведомость), которая входит в состав хранящейся в местных исполкомах земельно-кадастровой документации, подготавливаемой при предоставлении участков для строительства и обслуживания линейных сооружений из земель лесного фонда. Информация предоставляется местным исполкомом по следующей форме (таблица 2):

Таблица 2.

гектары

Типы леса

Леса

I группы

II группы

особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования

Сфагновый, осоково-сфагновый, пушицево-сфагновый

 

 

 

Осоковый, ивняковый

 

 

 

Таволговый, осоково-травяной, касатиковый, болотно-разнотравный, болотно-папоротниковый

 

 

 

 Багульниковый

 

 

 

Лишайниковый, вересковый

 

 

 

Долгомошниковый, приручейно-травяной, брусничный

 

 

 

Мшистый, черничный, прируслово-пойменный, злаково-пойменный

 

 

 

Крапивный

 

 

 

Орляковый, злаковый, зеленомошный

 

 

 

Снытевый, папоротниковый, луговиковый, ольхово-пойменный, ясенево-пойменный, широкотравно-пойменный, пойменный

 

 

 

Кисличный

 

 

 

В таблице 2 в ячейках, расположенных на пересечении граф и строк, указывается общая площадь земель лесного фонда, из которых изымались участки для строительства и обслуживания линейных объектов, занятая на момент изъятия лесом соответствующего типа, группы и защитности.

Независимо от количества предоставленных земельных участков для линейных объектов, информация о площадях участков по типу, группе и защитности леса будет предоставляться укрупненно без разбивки на соответствующие участки в пределах одного участка. Например, если в пределах одной административно-территориальной единицы выделено 3 учас­тка для линейных объектов (1-й участок – 1 га, 2-й уча­сток – 2 га, 3-й участок – 3 га) и в пределах любого из них имеются различные типы леса (1-й участок – вересковый и крапивный, 2-й участок – крапивный и орляковый, 3-й участок – вересковый и орляковый), то информация о площади, занятой каждым из типов леса, будет предоставлена обобщенно по всем участкам, а не отдельно по каждому (участок, занятый вересковым лесом – 1,8 га, крапивным – 1,9 га, орляковым – 2,3 га).

Следует отметить, если копия земельно-кадастровой документации, подготавливаемой при предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания линейных сооружений из земель лесного фонда, хранится у организации, то сведения из ведомости, необходимые для определения кадастровой стоимости, возможно извлекать самостоятельно без обращения в местные исполкомы. Кроме того, сведения, полученные путем проведения на условиях договорных отношений с организациями по землеустройству специальных камеральных работ по вычислению и уравниванию площадей типов лесов в составе каждого зарегистрированного (предоставленного) земельного участка, также могут быть использованы для определения кадастровой стоимости земельных участков для линейных объектов;

2) коэффициенты, учитывающие уровень инфляции по отношению к предыдущему году.

Для того чтобы проиндексировать кадастровую стоимость, установленную постановлением № 384, до размеров, актуальных для 2010–2015 гг., необходимо эту кадастровую стоимость последовательно умножить на коэффициенты, учитывающие уровень инфляции по отношению к предыдущему году за период с 2009 по 2014 годы, которые официально публикует Белстат.

Справочно:

1,130, 1,078, 1,532, 1,592, 1,183, 1,181, – официально опубликованные Белстатом индексы потребительских цен соответственно за 2009 г. к 2008 г., 2010 г. к 2009 г., 2011 г. к 2010 г., 2012 г. к 2011 г., 2013 г. к 2012 г., 2014 г. к 2013 г.

При внесении изменений в постановление № 384 в 2008 г. коэффициент, учитывающий уровень инфляции в 2008 г., не вносился (по согласованию с Правительством).

Таким образом, для актуализации кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной постановлением № 384:

– до уровня 2010 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,130;

– до уровня 2011 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,218 (1,130 х 1,078);

– до уровня 2012 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,866 (1,130 х 1,078 х 1,532);

– до уровня 2013 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 2,971 (1,130 х 1,078 х 1,532 х 1,592);

– до уровня 2014 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 3,515 (1,130 х 1,078 х 1,532 х 1,592 х 1,183);

– до уровня 2015 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 4,151 (1,130 х 1,078 х 1,532 х 1,592 х 1,183 х 1,181).

Применяя описанный порядок действий, можно определить за любой налоговый период кадастровую стоимость для расчета земельного налога в отношении участков для линейных объектов. Земельные участки для линейных объектов по функциональному использованию относятся к производственной зоне. При кадастровой стоимости таких участков 109 000 000 Br (неденоминированных) за гектар и выше применяется ставка земельного налога в размере 1,1% от кадастровой стоимости участка. В случае если кадастровая стоимость составляет менее 109 000 000 Br (неденоминированных), ставка земельного налога установлена в фиксированной сумме и с 1.09.2010 г. по 2015 г. составляла 1 200 000 Br (неденоминированных). До 1.09.2010 г. ставку земельного налога следует определять в соответствии с приложением 5 к НК (в редакции НК от 29.12.2009 г.), т.е. в размере 12%.

В отношении земельных участков для линейных объектов расчет кадастровой стоимости в пересчете на 1 га для определения вида ставки земельного налога, подлежащего применению, следует производить в среднем по всем участкам для линейных объектов в пределах территории одной административно-территориальной единицы.

Исключение составляют только те случаи, когда у организации имеются сведения, позволяющие рассчитать кадастровую стоимость отдельно по каждому участку для линейных объектов (например, при выполнении соответствующих работ организациями по землеустройству). В такой ситуации кадастровая стоимость в пересчете на 1 га для определения вида ставки, подлежащей применению при исчислении земельного налога, определяется отдельно по каждому участку.

В отношении предоставления налоговых деклараций по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций обращаем внимание на следующее.

В соответствии с п. 8 ст. 63 НК налоговая декларация по налогу с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения, а именно:

– за 2010 г. форма налоговой декларации утверждена постановлением МНС от 31.12.2009 № 87 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений»;

– за 2011–2014 гг. форма налоговой декларации утверждена постановлением МНС от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)»;

– за 2015 г. форма налоговой декларации утверждена постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».

Часть I указанных форм налоговых деклараций заполняется в следующем порядке:

– по участкам для линейных объектов при применении фиксированной ставки земельного налога в белорусских рублях за 1 га;

– по участкам для линейных объектов, в отношении которых у организации имеется информация, позволяющая точно рассчитать индивидуальную кадастровую стоимость конкретных участков, при применении ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости.

Расчет земельного налога в ч. I налоговой декларации по земельным участкам для линейных объектов, по которым кадастровая стоимость определяется не индивидуально по каждому, а суммарно по всем вместе участкам, расположенным в пределах одной территориальной единицы, производится в одной строке налоговой декларации без разбивки на отдельные земельные участки, при этом:

– в графе «номер и дата документа, подтверждающего право собственности, постоянного или временного пользования на земельный участок, или номер и дата решения уполномоченного государственного органа» перечисляются номера и даты документов, подтверждающих право собственности, постоянного или временного пользования на участок, или номера и даты решений уполномоченного государственного органа по всем земельным участкам для линейных объектов, учтенные при определении кадастровой стоимости;

– в графе «кадастровый номер земельного участка» перечисляются кадастровые номера (при их наличии) всех земельных участков для линейных объектов, учтенных при определении кадастровой стоимости;

– в графе «площадь земельного участка, подлежащая налогообложению» указывается общая площадь всех участков для линейных объектов, учтенных при определении кадастровой стоимости;

– в графе «кадастровая стоимость за 1 м2 земельного участка» отражается кадастровая стоимость за 1 м2 земельного участка (участков), которая рассчитывается в среднем исходя из суммарной кадастровой стоимости по всем участкам для линейных объектов, принятым в ее расчет, и общей площади этих участков, переведенной в метры квадратные.

Остальные графы заполняются или рассчитываются в порядке, предусмотренном вышепоименованными постановлениями.

Учитывая, что для ряда субъектов хозяйствования суммы земельного налога, подлежащие доплате в местные бюджеты в связи с выполнением перерасчетов за 2010–2015 гг., являются довольно значительными и могут привести к ухудшению финансово-экономического состояния этих субъектов, рекомендуем организациям, у которых единовременная выплата образовавшейся задолженности по земельному налогу может повлечь ухудшение их финансового состояния и возможную экономическую несостоятельность (банкротство), обращаться в соответствующие местные органы власти для рассмотрения ими вопроса о предоставлении на сумму такой задолженности отсрочки (рассрочки) по уплате (погашению) задолженности по земельному налогу в силу положений ст.ст. 481 и 482 НК.

Кроме того, ходатайства об освобождении юридических лиц от административных взысканий и уплаты пеней могут быть рассмотрены Межведомственной комиссией по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней в порядке, установленном Указом Президента от 23.07.2015 № 340.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений