Земельный налог и участки из лесного фонда
В связи с обращениями организаций по вопросам, связанным с порядком исчисления земельного налога за 2010–2015 гг. за земельные участки, предоставленные организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, Госкомимущество и МНС в совместном письме от 31.10.2016 № 7-5/6296/вн и № 2-2-12/2066 разъясняют следующее.
Кадастровая стоимость земель лесного фонда установлена согласно приложению к постановлению Совмина от 28.03.2007 № 384 «О кадастровой стоимости земель лесного фонда» (далее – постановление № 384). В соответствии с этим приложением кадастровая стоимость таких земель дифференцируется по видам земель лесного фонда, типам леса, группам и категориям защитности лесов.
Согласно ч. 2 п. 1 постановления № 384 кадастровая стоимость земель лесного фонда применяется при установлении платы за участки, предоставленные юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и др.), в иных случаях, предусмотренных законодательством.
На основании изложенного при определении налоговой базы – кадастровой стоимости за участки, предоставленные юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и др.), вне зависимости от категории земель, в которую переведены указанные участки, следует руководствоваться постановлением № 384.
С 1.01.2010 г. нормами ст. 195 НК предусмотрено, что налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем исчислять земельный налог исходя из налоговой базы – кадастровой стоимости, установленной в приложении к постановлению № 384, надо было с указанной даты, т.е. с 1.01.2010 г. Приведенная норма применяется в отношении любых участков, предоставленных юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, независимо от даты их предоставления. В случае если самостоятельно не представляется возможным определить, для каких целей выделен участок из земель лесного фонда, информацию о том, какие конкретно участки, предоставленные из земель лесного фонда, предназначены для строительства и обслуживания линейных объектов можно получить в местных исполкомах.
В соответствии с постановлением № 384 кадастровая стоимость земель лесного фонда определяется в зависимости от групп лесов, особой защитности участков лесов с ограниченным режимом лесопользования и типов леса с применением коэффициента, учитывающего уровень инфляции по отношению к предыдущему году (официально опубликованного Белстатом).
Кадастровая стоимость земель лесного фонда установлена в приложении к постановлению № 384, и ее размер приведен в таблице 1.
Таблица 1.
руб. за один гектар
Типы леса |
Леса |
||
I группы |
II группы |
особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования |
|
Сфагновый, осоково-сфагновый, пушицево-сфагновый |
2568 |
1284 |
2568 |
Осоковый, ивняковый |
3424 |
1712 |
3424 |
Таволговый, осоково-травяной, касатиковый, болотно-разнотравный, болотно-папоротниковый |
5136 |
2568 |
5136 |
Багульниковый |
5992 |
2996 |
5992 |
Лишайниковый, вересковый |
6848 |
3424 |
6848 |
Долгомошниковый, приручейно-травяной, брусничный |
8560 |
4280 |
8560 |
Мшистый, черничный, прируслово-пойменный, злаково-пойменный |
10 272 |
5136 |
10 272 |
Крапивный |
11 984 |
5992 |
11 984 |
Орляковый, злаковый, зеленомошный |
13 696 |
6848 |
13 696 |
Снытевый, папоротниковый, луговиковый, ольхово-пойменный, ясенево-пойменный, широкотравно-пойменный, пойменный |
14 552 |
7276 |
14 552 |
Кисличный |
16 264 |
8132 |
16 264 |
Таким образом, для правильного исчисления земельного налога в отношении участков, предоставленных организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (далее – участки для линейных объектов), требуется определить кадастровую стоимость земельных участков, проиндексировать ее по состоянию на определенный год и применить правильную ставку земельного налога. Для определения кадастровой стоимости земельных участков для линейных объектов, расположенных в пределах одной административно-территориальной единицы, необходима следующая информация:
1) общая площадь земельных участков для линейных объектов в разрезе типов леса, групп леса и категорий защитности леса.
Получить сведения о типах лесов и площади земельных участков для линейных объектов, занятых соответствующими типами лесов, возможно на безвозмездной основе при обращении в местные исполкомы. Такая информация содержится в ведомости определения потерь лесохозяйственного производства (далее – ведомость), которая входит в состав хранящейся в местных исполкомах земельно-кадастровой документации, подготавливаемой при предоставлении участков для строительства и обслуживания линейных сооружений из земель лесного фонда. Информация предоставляется местным исполкомом по следующей форме (таблица 2):
Таблица 2.
гектары
Типы леса |
Леса |
||
I группы |
II группы |
особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования |
|
Сфагновый, осоково-сфагновый, пушицево-сфагновый |
|
|
|
Осоковый, ивняковый |
|
|
|
Таволговый, осоково-травяной, касатиковый, болотно-разнотравный, болотно-папоротниковый |
|
|
|
Багульниковый |
|
|
|
Лишайниковый, вересковый |
|
|
|
Долгомошниковый, приручейно-травяной, брусничный |
|
|
|
Мшистый, черничный, прируслово-пойменный, злаково-пойменный |
|
|
|
Крапивный |
|
|
|
Орляковый, злаковый, зеленомошный |
|
|
|
Снытевый, папоротниковый, луговиковый, ольхово-пойменный, ясенево-пойменный, широкотравно-пойменный, пойменный |
|
|
|
Кисличный |
|
|
|
В таблице 2 в ячейках, расположенных на пересечении граф и строк, указывается общая площадь земель лесного фонда, из которых изымались участки для строительства и обслуживания линейных объектов, занятая на момент изъятия лесом соответствующего типа, группы и защитности.
Независимо от количества предоставленных земельных участков для линейных объектов, информация о площадях участков по типу, группе и защитности леса будет предоставляться укрупненно без разбивки на соответствующие участки в пределах одного участка. Например, если в пределах одной административно-территориальной единицы выделено 3 участка для линейных объектов (1-й участок – 1 га, 2-й участок – 2 га, 3-й участок – 3 га) и в пределах любого из них имеются различные типы леса (1-й участок – вересковый и крапивный, 2-й участок – крапивный и орляковый, 3-й участок – вересковый и орляковый), то информация о площади, занятой каждым из типов леса, будет предоставлена обобщенно по всем участкам, а не отдельно по каждому (участок, занятый вересковым лесом – 1,8 га, крапивным – 1,9 га, орляковым – 2,3 га).
Следует отметить, если копия земельно-кадастровой документации, подготавливаемой при предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания линейных сооружений из земель лесного фонда, хранится у организации, то сведения из ведомости, необходимые для определения кадастровой стоимости, возможно извлекать самостоятельно без обращения в местные исполкомы. Кроме того, сведения, полученные путем проведения на условиях договорных отношений с организациями по землеустройству специальных камеральных работ по вычислению и уравниванию площадей типов лесов в составе каждого зарегистрированного (предоставленного) земельного участка, также могут быть использованы для определения кадастровой стоимости земельных участков для линейных объектов;
2) коэффициенты, учитывающие уровень инфляции по отношению к предыдущему году.
Для того чтобы проиндексировать кадастровую стоимость, установленную постановлением № 384, до размеров, актуальных для 2010–2015 гг., необходимо эту кадастровую стоимость последовательно умножить на коэффициенты, учитывающие уровень инфляции по отношению к предыдущему году за период с 2009 по 2014 годы, которые официально публикует Белстат.
Справочно:
1,130, 1,078, 1,532, 1,592, 1,183, 1,181, – официально опубликованные Белстатом индексы потребительских цен соответственно за 2009 г. к 2008 г., 2010 г. к 2009 г., 2011 г. к 2010 г., 2012 г. к 2011 г., 2013 г. к 2012 г., 2014 г. к 2013 г.
При внесении изменений в постановление № 384 в 2008 г. коэффициент, учитывающий уровень инфляции в 2008 г., не вносился (по согласованию с Правительством).
Таким образом, для актуализации кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной постановлением № 384:
– до уровня 2010 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,130;
– до уровня 2011 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,218 (1,130 х 1,078);
– до уровня 2012 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,866 (1,130 х 1,078 х 1,532);
– до уровня 2013 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 2,971 (1,130 х 1,078 х 1,532 х 1,592);
– до уровня 2014 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 3,515 (1,130 х 1,078 х 1,532 х 1,592 х 1,183);
– до уровня 2015 г. эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 4,151 (1,130 х 1,078 х 1,532 х 1,592 х 1,183 х 1,181).
Применяя описанный порядок действий, можно определить за любой налоговый период кадастровую стоимость для расчета земельного налога в отношении участков для линейных объектов. Земельные участки для линейных объектов по функциональному использованию относятся к производственной зоне. При кадастровой стоимости таких участков 109 000 000 Br (неденоминированных) за гектар и выше применяется ставка земельного налога в размере 1,1% от кадастровой стоимости участка. В случае если кадастровая стоимость составляет менее 109 000 000 Br (неденоминированных), ставка земельного налога установлена в фиксированной сумме и с 1.09.2010 г. по 2015 г. составляла 1 200 000 Br (неденоминированных). До 1.09.2010 г. ставку земельного налога следует определять в соответствии с приложением 5 к НК (в редакции НК от 29.12.2009 г.), т.е. в размере 12%.
В отношении земельных участков для линейных объектов расчет кадастровой стоимости в пересчете на 1 га для определения вида ставки земельного налога, подлежащего применению, следует производить в среднем по всем участкам для линейных объектов в пределах территории одной административно-территориальной единицы.
Исключение составляют только те случаи, когда у организации имеются сведения, позволяющие рассчитать кадастровую стоимость отдельно по каждому участку для линейных объектов (например, при выполнении соответствующих работ организациями по землеустройству). В такой ситуации кадастровая стоимость в пересчете на 1 га для определения вида ставки, подлежащей применению при исчислении земельного налога, определяется отдельно по каждому участку.
В отношении предоставления налоговых деклараций по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций обращаем внимание на следующее.
В соответствии с п. 8 ст. 63 НК налоговая декларация по налогу с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения, а именно:
– за 2010 г. форма налоговой декларации утверждена постановлением МНС от 31.12.2009 № 87 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений»;
– за 2011–2014 гг. форма налоговой декларации утверждена постановлением МНС от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)»;
– за 2015 г. форма налоговой декларации утверждена постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».
Часть I указанных форм налоговых деклараций заполняется в следующем порядке:
– по участкам для линейных объектов при применении фиксированной ставки земельного налога в белорусских рублях за 1 га;
– по участкам для линейных объектов, в отношении которых у организации имеется информация, позволяющая точно рассчитать индивидуальную кадастровую стоимость конкретных участков, при применении ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости.
Расчет земельного налога в ч. I налоговой декларации по земельным участкам для линейных объектов, по которым кадастровая стоимость определяется не индивидуально по каждому, а суммарно по всем вместе участкам, расположенным в пределах одной территориальной единицы, производится в одной строке налоговой декларации без разбивки на отдельные земельные участки, при этом:
– в графе «номер и дата документа, подтверждающего право собственности, постоянного или временного пользования на земельный участок, или номер и дата решения уполномоченного государственного органа» перечисляются номера и даты документов, подтверждающих право собственности, постоянного или временного пользования на участок, или номера и даты решений уполномоченного государственного органа по всем земельным участкам для линейных объектов, учтенные при определении кадастровой стоимости;
– в графе «кадастровый номер земельного участка» перечисляются кадастровые номера (при их наличии) всех земельных участков для линейных объектов, учтенных при определении кадастровой стоимости;
– в графе «площадь земельного участка, подлежащая налогообложению» указывается общая площадь всех участков для линейных объектов, учтенных при определении кадастровой стоимости;
– в графе «кадастровая стоимость за 1 м2 земельного участка» отражается кадастровая стоимость за 1 м2 земельного участка (участков), которая рассчитывается в среднем исходя из суммарной кадастровой стоимости по всем участкам для линейных объектов, принятым в ее расчет, и общей площади этих участков, переведенной в метры квадратные.
Остальные графы заполняются или рассчитываются в порядке, предусмотренном вышепоименованными постановлениями.
Учитывая, что для ряда субъектов хозяйствования суммы земельного налога, подлежащие доплате в местные бюджеты в связи с выполнением перерасчетов за 2010–2015 гг., являются довольно значительными и могут привести к ухудшению финансово-экономического состояния этих субъектов, рекомендуем организациям, у которых единовременная выплата образовавшейся задолженности по земельному налогу может повлечь ухудшение их финансового состояния и возможную экономическую несостоятельность (банкротство), обращаться в соответствующие местные органы власти для рассмотрения ими вопроса о предоставлении на сумму такой задолженности отсрочки (рассрочки) по уплате (погашению) задолженности по земельному налогу в силу положений ст.ст. 481 и 482 НК.
Кроме того, ходатайства об освобождении юридических лиц от административных взысканий и уплаты пеней могут быть рассмотрены Межведомственной комиссией по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней в порядке, установленном Указом Президента от 23.07.2015 № 340.