Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
13.12.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Затраты по вводу и эксплуатации основного средства и налогообложение

Организация осуществляет ряд расходов, связанных с приобретенным основным средством (станком), в частности, выезд специалистов в командировку для доводки оборудования; приобретение и установку дополнительного электрооборудования; приобретение и установку знаков и табличек с необходимой информацией; иные расходы, связанные с вводом в эксплуатацию станка.

Можно ли учитывать эти и другие подобные расходы организации в составе стоимости основного средства и, соответственно, включать их для целей налогообложения?

Полагаем, что можно, причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В соответствии с п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая: стоимость приобретения основных средств; таможенные сборы и пошлины; проценты по кредитам и займам; затраты по страхованию при доставке; затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Согласно п. 6 Инструкции № 26 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

В свою очередь, под затратами понимается стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, далее – Инструкция № 102).

Конкретный перечень «иных затрат» законодательно не установлен, поэтому такие затраты организации следует квалифицировать самостоятельно, в зависимости от особенностей приобретения (создания) объектов основных средств, на основании профессионального суждения в соответствии с Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З). При применении организацией профессионального суждения надо учитывать закрепленные в ст. 3 Закона № 57-З принципы бухгалтерского учета и отчетности. Так, принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.

Исключение составляют затраты, по которым законодательством закреплен порядок учета, не предусматривающий их включение в стоимость основных средств. Полагаем, что к таким затратам можно отнести, например, расходы на покупку валюты, которые исходя из Инструкции № 102 отражаются на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»).

Таким образом, в целом приведенные расходы можно рассматривать как затраты, относимые на увеличение стоимости основного средства.

Отметим, что эта позиция, по сути, соответствует мнению специалистов Минфина. Согласно п. 2 ст. 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст. 301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).

В силу подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК в составе затрат отражаются амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации. Основные средства, находящиеся в простое (в т.ч. в связи с проведением ремонта) продолжительностью до 3 месяцев, запасе, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации.

Таким образом, на основании отражения рассматриваемых расходов в бухгалтерском учете в целях налогообложения они принимаются в составе основного средства и учитываются при исчислении налога на прибыль в текущих затратах в соответствии с подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by