Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
18.11.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зарплата с размахом

Планы по повышению зарплаты до 500 USD и созданию новых рабочих мест не имеют под собой прочного основания, а поэтому кажутся нереальными.

Динамика покупательной способности заработков измеряется посредством расчета индексов реальной заработной платы или через изменение числа наборов минимальных потребительских бюджетов, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Первый способ расчета показывает падение покупательной способности зарплаты в течение последних 2 лет, второй (более пригодный для относительно низкооплачиваемых работников) – лишь усугубляет картину, отражая ее снижение уже с 2014 г.

Оценка зарплаты в долларовом эквиваленте полезна для понимания ее конкурентоспособности на фоне соседних стран. Сегодня все соседи (за исключением Украины) являются потенциальными рынками труда для белорусов, предлагающими более высокий уровень заработков. Соотечественники традиционно едут в Россию и Польшу, активизировалось балтийское направление, притягивающее работников гостиничного и ресторанного сервиса, строителей.

Расчет зарплаты в долларовом эквиваленте также удобен для сопоставления с целью оценки потенциального роста. Возможно, для отдельных предприятий планка в 500 USD достижима. Но обеспечить ее в среднем по стране вряд ли удастся. Сегодня средняя зарплата ниже 400 USD, а чтобы увеличить ее более чем на четверть, нужно как минимум на столько же поднять производительность труда. Последнее теоретически может быть достигнуто двумя путями.

Во-первых, за счет существенного увеличения производства добавленной стоимости. Это весьма желательно, но маловероятно, учитывая преобладание традиционных технологий III и IV укладов, слабость инновационной деятельности и сокращение инвестиций в основной капитал. Так, удельный вес высокотехнологичных видов деятельности, обеспечивающих интенсивный рост добавленной стоимости, в общем объеме промышленного производства должен увеличиться с 3,2% в 2015 г. до лишь 4–6% в 2020 г., а обеспечение роста добавленной стоимости, связанного с сокращением материалоемкости и энергоемкости производства в рамках традиционных технологий (именно такая задача стоит перед отечественными предприятиями), требует изначально постановки управленческого учета и действенной системы мотивации к ресурсосбережению.

Второй путь – значительное сокращение среднесписочной численности, что также вряд ли возможно. Начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты Олег Токун на Октябрьском экономическом форуме оценил потенциально избыточную численность работников по данным кадровой диагностики за январь–сентябрь т.г. в 5,4%. Полная ликвидация этой численности (что затруднительно при нынешнем уровне организационно-технического нормирования труда) теоретически способна дать лишь 5,7% прироста производительности труда.

Потенциально возможен еще один оригинальный способ повышения зарплаты – увеличение ее уровня с последующим лишением части заработка. Это возможно путем возврата к дифференцированному налогообложению доходов физических лиц. Прогрессивная шкала подоходного налога более соответствует мировой практике, и мы к ней еще вернемся. Но будет это не быстро и болезненно.

До сих пор ни в одной стране мира пока не удавалось обеспечить 25%-ный темп прироста производительности труда за несколько лет. В современной экономике 2–3% прироста воспринимаются восторженно. Напомню, что прогнозный прирост производительности труда на 2016 г. составлял лишь 1,5%, а реальных располагаемых доходов населения – 0,5%. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. предусматривает 12–15%-ный прирост ВВП и 9,5–11,6% прирост реальных доходов граждан (в составе которых более 60% приходится на оплату труда) за 5 лет.

Новые высокопроизводительные рабочие места, способные обеспечить качественную профессиональную жизнь и достойную зарплату, дороги. Исключение составляют виды деятельности, в большей степени опирающиеся не на физический, а на человеческий капитал: сектор ИТ, наука, образование, здравоохранение, туристический бизнес.

Активизировать «спящий» человеческий потенциал способны 2 драйвера: благоприятная для предпринимательства институциональная среда и эффективные механизмы мотивации к труду. И если минимальные меры по улучшению делового климата в стране реализуются, то в сфере оплаты труда много лет царит хаос. В конечном итоге делается то, что вознаграждается.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by