Заменяем руководителя
Руководитель уехал в командировку, назначив вместо себя своего зама. Командировку надо продлить. Заместитель руководителя подписал приказ о продлении командировки своего начальника.
А как ему продлить период временного исполнения обязанностей, если в приказе указаны конкретные даты начала и окончания командировки руководителя? Может ли зам сам назначить себя временно исполняющим обязанности начальника?
Действительно, в силу предоставленных заместителю руководителя полномочий он вправе подписать приказ в отношении руководителя организации о продлении сроков командирования. При этом в силу ограниченного приказом срока исполнения обязанностей руководителя заместитель руководителя самостоятельно не вправе продлить действие своих полномочий в качестве руководителя. Во избежание подобных ситуаций целесообразно в приказе о возложении обязанностей руководителя на другое уполномоченное должностное лицо указывать не конкретные сроки, а именно период, вызванный временным отсутствием руководителя организации (нахождение в трудовом отпуске, на период временной нетрудоспособности, командирования и т.п.).
При этом необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 252 ТК руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В силу требований ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК).
Возложение исполнения обязанностей по должности руководителя организации не является назначением на соответствующую должность с заключением трудового договора (контракта).
При этом возложение на работника исполнения обязанностей отсутствующего руководителя организации должно быть обусловлено временным его отсутствием (предоставление отпусков, командировка, период нетрудоспособности и т.п.).
Согласно п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1, должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно.
На руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции, как правило, не разрабатываются.
Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений – в положениях об этих подразделениях.
На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).
Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.
Таким образом, при наличии в штате организации заместителей руководителя организации в период отсутствия последнего его обязанности исполняет соответствующий заместитель руководителя согласно приказу о распределении обязанностей между руководителями организации.