Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Вопрос-ответ
01.11.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Заменяем руководителя

Руководитель уехал в командировку, назначив вместо себя своего зама. Командировку надо продлить. Заместитель руководителя подписал приказ о продлении командировки своего начальника.

А как ему продлить период временного исполнения обязанностей, если в приказе указаны конкретные даты начала и окончания командировки руководителя? Может ли зам сам назначить себя временно исполняющим обязанности начальника?

Действительно, в силу предоставленных заместителю руководителя полномочий он вправе подписать приказ в отношении руководителя организации о продлении сроков командирования. При этом в силу ограниченного приказом срока исполнения обязанностей руководителя заместитель руководителя самостоятельно не вправе продлить действие своих полномочий в качестве руководителя. Во избежание подобных ситуаций целесообразно в приказе о возложении обязанностей руководителя на другое уполномоченное должностное лицо указывать не конкретные сроки, а именно период, вызванный временным отсутствием руководителя организации (нахождение в трудовом отпуске, на период временной нетрудоспособности, командирования и т.п.).

При этом необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 252 ТК руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функ­ции ее единоличного исполнительного органа.

В силу требований ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК).

Возложение исполнения обязанностей по должности руководителя организации не является назначением на соответствующую должность с заключением трудового договора (контракта).

При этом возложение на работника исполнения обязанностей отсутствующего руководителя организации должно быть обусловлено временным его отсутствием (предоставление отпусков, командировка, период нетрудоспособности и т.п.).

Согласно п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1, должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно.

На руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции, как правило, не разрабатываются.

Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений – в положениях об этих подразделениях.

На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).

Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Таким образом, при наличии в штате организации заместителей руководителя организации в период отсутствия последнего его обязанности исполняет соответствующий заместитель руководителя согласно приказу о распределении обязанностей между руководителями организации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений