Закупки в рамках законодательства
Вопросы, поднятые в статье «Как монополия побеждает госзакупки» («ЭГ» № 12 за 14.02.2017), не остались без внимания заинтересованных лиц. В ГПО «Белэнерго» нам сообщили следующее.
В соответствии с Указом Президента от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» постановлением Совмина от 15.07.2014 № 683 был утвержден перечень объектов Белорусской энергетической системы, при строительстве которых проведение подрядных торгов (торгов, переговоров) не является обязательным. В перечень включены объекты инженерной инфраструктуры, возводимые лишь для строящегося жилья в рамках государственных программ. Это постановление действует в настоящее время с внесенными изменениями и дополнениями, в т.ч. в редакции постановления Совмина от 16.01.2017 № 31.
В настоящее время на балансе энергоснабжающих предприятий ГПО «Белэнерго» находится 203 тыс. км электрических сетей 0,4–10 кВ. В 2016 г. реконструировано и построено 1551,2 км электрических сетей данного класса напряжения (в 2015 г. – 2035,9 км), в т.ч. прирост сетей за счет строительства инженерной инфраструктуры к новому строящемуся жилью в 2016 г. составил 789,6 км (в 2015 г. – 867,7 км).
В перечень также включены организации, привлекаемые в качестве генеральных проектных организаций, генеральных подрядных, а также субподрядных проектных, строительных и иных организаций, при заключении договоров с которыми при строительстве объектов, включенных в перечень, проведение процедуры закупки работ (товаров, услуг) не является обязательным.
В настоящее время эти вопросы урегулированы подп. 1.8 п. 1 Указа Президента от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», вышедшего вместо Указа № 591.
Практика применения постановления № 683 более двух лет показала, что организации, включенные в перечень, обеспечивают гарантированное качество работ, соблюдение и, в значительном числе случаев, сокращение сроков их выполнения, а также стоимости строительства. Эти организации, осуществляющие строительство электрических сетей 0,4–10 кВ, обладают многолетним положительным опытом выполнения строительных работ на энергетических объектах и имеют в своем уставном фонде значительную долю государства, например ОАО «Белсельэлектросетьстрой» образовано в 1930 г. (в настоящее время доля государства в уставном фонде – 77,6%), ОАО «Западэлектросетьстрой» образовано в 1968 г. (государственная доля – 98,2%), ОАО «Белэлектромонтажналадка» образовано в 1991 г. (доля государства – 98,9%).
Данные организации принимают активное участие в ликвидации нарушений в работе электрических сетей, связанных с неблагоприятными погодными условиями. Благодаря их оперативной помощи в ликвидации стихийных явлений 2016 г., а именно, последствий ураганов в январе и в июле 2016 г., удалость в кратчайшие сроки устранить нарушения в работе электрических сетей и восстановить электроснабжение потребителей.
Например, при ликвидации последствий урагана Даниэла в Минской области с активным участием ОАО «Белсельэлектросетьстрой», ОАО «Западэлектросетьстрой», ОАО «Белэлектромонтажналадка» в течение 4 дней были заменены 287 поврежденных опор высоковольтных линий 10 кВ, 6 опор ВЛ 0,4 кВ, 11,1 км дефектного провода на ВЛ 0,4 кВ, смонтировано 28 новых участков высоковольтных линий 10 кВ общей протяженностью 19,6 км.
ЗАО «Западэлектросетьсервис» в июле 2016 г. в Верховном суде РБ пыталось оспорить позицию Министерства энергетики, полагая, что действия подчиненных министерству организаций противоречат законодательству.
В ходе судебного заседания все вопросы, поднимаемые истцом, были рассмотрены и решением Верховного суда жалоба ЗАО «Западэлектросетьсервис» оставлена без удовлетворения.
В сентябре 2016 г. Судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда рассматривалась кассационная жалоба ЗАО «Западэлектросетьсервис». В ходе ее рассмотрения, проверив законность и обоснованность оспоренного решения, Судебная коллегия по экономическим делам постановила оставить решение Верховного суда от 19.07.2016 без изменения, а кассационную жалобу ЗАО «Западэлектросетьсервис» без удовлетворения. Таким образом, высшей судебной инстанцией республики подтверждены правомочность применения организациями белорусской энергосистемы норм вышеуказанных правовых актов и отсутствие нарушений законодательства при заключении договоров с предприятиями, включенными в утвержденный перечень.
Следует отметить, что в Беларуси выполняется значительный объем строительных работ по ремонту, реконструкции и строительству аналогичных электросетевых объектов, заказчиками по которым являются органы исполнительной власти, а также организации различных форм собственности, что позволяет обратившимся строительным организациям активно участвовать в их реализации.