Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Консультации
30.09.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон не запрещает

Вправе ли должник и третье лицо заключить соглашение, в соответствии с которым третье лицо за определенную плату предоставляет принадлежащее ему имущество в залог в целях обеспечения исполнения обязательств должника перед кредитором?

Да, вправе.

В соответствии с п. 1 ст. 315 ГК в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Согласно п. 1 ст. 316 ГК залогодателем может быть третье лицо, не являющееся должником по основному обязательству.

Гражданское законодательство не запрещает заключение между должником и третьим лицом соглашения о предоставлении одного из способов обеспечения исполнения обязательств должника. Данный вывод подтверждается подп. 1 ч. 2 п. 1 ст. 7 ГК, согласно которому гражданские права и обязанности могут возникать в т.ч. из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством (в частности, параграфом 3 главы 23 ГК), но не противоречащих ему.

Кроме того, в п. 3 ст. 344 ГК упоминается о договоре между поручителем (третьим лицом) и должником. В соответствии с п. 138 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2001 № 67, возникающие в связи с выдачей банковской гарантии права и обязанности инструктирующей стороны (должника по основному обязательству) и банка-гаранта (не являющегося стороной основного обязательства) оформляются в заключаемом между ними договоре. Предметом такого договора является действие инструктирующей стороны по возмещению банку-гаранту сумм, выплаченных по банковской гарантии.

Приведенные нормы законодательства могут быть применены к регулированию правоотношений между должником и залогодателем – третьим лицом по аналогии закона (п. 1 ст. 5 ГК).

Поскольку из п. 3 ст. 393 ГК следует презумпция возмездности договоров (соглашений), необходимо признать правомерным вывод о том, что третье лицо, предоставившее свое имущество в залог для обеспечения исполнения обязательств другого лица (должника), имеет право на получение за это вознаграждения (платы).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by