Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Инвестиции
05.08.2016 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Заключение инвестиционных договоров: определен новый порядок

Постановлением Совмина от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее – постановление № 563) фактически определены новые условия заключения инвестиционных договоров в нашей стране.

Однако, несмотря на свое название, этот документ направлен скорее не на реализацию Декрета Президента от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10), а на создание условий для применения на практике Декрета Президента от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 8), который вступил в силу 15 мая 2016 г.

Постановлением № 563 утверждены в т.ч.:

– Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее – Положение о порядке заключения инвестиционных договоров);

– Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.

Заключение инвестиционных договоров

Как и ранее, инвестор для заключения инвестиционного договора должен обратиться в соответствующий госорган или исполком с заявлением, в котором теперь следует указывать информацию:

– о месте размещения и площади земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, – в случае, если инвестор (инвесторы) и (или) организация претендуют на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте;

– об имеющемся опыте (при его наличии) реализации инвестором (инвесторами) и (или) организацией инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, осуществления инвестиций на основе концессий на территории Беларуси и в иных странах.

Ранее обязательность указания таких сведений отсутствовала. Новшество связано с тем, что Декрет № 8 ограничил предоставление участков без аукциона, и такую возможность получают инвесторы лишь в отношении участков, которые находятся в соответствующем перечне. Если инвестор обращается за участком, который отсутствует в перечне участков для реализации инвестиционных проектов, заявление о заключении инвестиционного договора с прилагаемыми к нему документами в течение 5 рабочих дней с даты его регистрации возвращается инвестору (инвесторам).

Необходимость указания имеющегося у инвестора опыта реализации проектов связана, прежде всего, с практикой заключения инвестиционных договоров в прошлом, когда всевозможные псевдо-инвесторы получали участки, не имея ни опыта, ни команды, ни финансовых возможностей для реализации заявленных проектов. При этом государство со своей стороны было связано обязательствами в рамках инвестиционного договора, и для передачи участка другому инвестору нужно было проходить длинную процедуру, часто с обращением в суд. Такая практика не была ограничена единичными случаями, многие десятки и даже сотни инвестиционных договоров были расторгнуты в связи с тем, что госорган или соответствующий исполком не взяли на себя труд проверить, с кем ведут переговоры и перед кем берут на себя обязательства.

Этой же цели – проверке финансовых возможностей инвестора – служит норма о том, что к заявлению о заключении инвестиционного договора прилагаются оформленные в соответствии с установленными законодательством требованиями копии (без нотариального засвидетельствования) аудиторского заключения (для юридических лиц – резидентов РБ), или заключения по результатам проведения финансового Due Diligence, или аудиторского заключения международного стандарта ISA 700 с переводом на белорусский или русский язык (для юридических лиц – нерезидентов РБ, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами) за два года, предшествующих дате регистрации заявления о заключении инвестиционного договора, а для инвестора (инвесторов), с даты создания которого прошло менее двух лет, – за весь период его деятельности.

Такие заключения должны содержать оценку финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций, выписку банка об остатке денежных средств на банковском счете, письма банков и (или) иные документы (при их наличии), подтверждающие намерения кредиторов (банков), других лиц предоставить средства для реализации инвестиционного проекта в форме кредитов, займов, ссуд с указанием ориентировочных сумм предоставляемых средств и условий их предоставления.

Процедура конкурсного отбора

Декретом № 8 предусмотрена процедура конкурсного отбора инвестора при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестиционного проекта на одном и том же земельном участке. Для этой цели теперь установлено, что в случае, если в течение 30 календарных дней с даты регистрации в госоргане, исполкоме заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, в такой госорган, исполком поступили иные заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление этого же земельного участка, в таком госоргане, исполкоме проводится конкурс по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора в установленном порядке. Для этого создается конкурсная комиссия, решения которой принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих (при равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии).

Определено, что инвесторы – юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, должны соответствовать следующим требованиям, предъявляемым к участникам конкурса:

– не находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения), на их имущество не должен быть наложен арест, их финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством;

– в отношении них не должно быть вынесено вступившее в законную силу судебное постановление о взыскании с них сумм возмещения льгот, преференций и (или) неустойки (штрафа, пени) (в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией, реализующей инвестиционный проект, своих обязательств по инвестиционному договору);

– они должны являться платежеспособными, что подтверждается наличием собственных средств и (или) договора (предварительного договора) с банком или иной кредитно-финансовой организацией о предоставлении инвестору (инвесторам) денежных средств.

До проведения конкурса проводится предварительное заседание конкурсной комиссии, на котором исходя из поданных ими документов проверяется соответствие инвесторов указанным выше требованиям. По результатам заседания комиссия допускает или не допускает инвестора к конкурсу. Критерии оценки конкурсных предложений, методику, дополнительные сведения, которые необходимы для конкурсного предложения, определяет соответствующий госорган, исполком. Основными критериями оценки конкурсных предложений являются:

– соответствие инвестиционного проекта приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций;

– заявленный общий объем инвестиций;

– сроки реализации инвестиционного проекта;

– количество создаваемых рабочих мест;

– финансовые и организационные возможности участника конкурса;

– соответствие инвестиционного проекта регламентам использования и застройки земельного участка согласно градостроительному паспорту земельного участка, на предоставление которого претендует участник конкурса.

Если конкурсная комиссия определяет победителя конкурса, соответствующий госорган, исполком проводят необходимые процедуры по заключению инвестиционного договора.

В том случае, когда для участия в конкурсе прошел регистрацию только один участник, рассмотрение заявления о заключении инвестиционного договора с ним осуществляется госорганом, исполкомом без проведения конкурса в порядке, установленном Положением о порядке заключения инвестиционных договоров.

Если в течение 30 календарных дней с даты регистрации в госоргане, исполкоме заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, в такой госорган, исполком не поступили иные заявления о заключении инвестиционного договора, предполагающего предоставление этого же земельного участка, госорган или исполком приступает к рассмотрению заявления о заключении инвестиционного договора без проведения конкурса по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора.

Сроки рассмотрения заявления о заключении инвестиционного договора – 30 календарных дней, если инвестор не претендует на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, и 60 дней, если инвестор претендует на земельный участок. Указанные сроки могут быть продлены один раз (но не более чем на 30 календарных дней) в случае возникновения необходимости дополнительной проработки условий инвестиционного договора и (или) условий реализации инвестиционного проекта.

Расторжение инвестиционных договоров

Значительных новелл, касающихся изменения и расторжения инвестиционных договоров, в постановлении № 563 нет, в большинстве своем они носят технический характер. Стоит отметить только, что действия госоргана, исполкома прописаны для каждого из оснований расторжения инвестиционного договора. При этом если есть основания, то при расторжении договора инвестору одновременно направляется заказным письмом (с уведомлением о вручении) или вручается лично под роспись требование о возмещении Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, уплате неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором, если иное не установлено ч. 1 подп. 6.1 п. 6 Декрета № 10.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что при истечении срока действия инвестиционного договора соответствующий госорган, исполком расторгают договор в случае отсутствия обращения инвестора о продлении инвестиционного договора. Если же заявление о заключении дополнительного соглашения о продлении сроков инвестиционного договора подано, то госорган, исполком осуществляют рассмотрение такого заявления в установленном порядке.

Интерес представляет также порядок расторжения договора в связи с исполнением инвестором (инвесторами) своих обязательств по инвестиционному договору. Если ранее подтверждения факта исполнения инвестиционного договора могло и не существовать, что вносило правовую неопределенность в деятельность инвестора и его контрагентов, то сейчас по результатам обращения с приложением документов, подтверждающих исполнение инвестором (инвесторами) своих обязательств по инвестиционному договору, можно получить решение соответствующего органа, исполкома о прекращении инвестиционного договора или уведомление о нецелесообразности прекращения (инициирования принятия решения о прекращении) инвестиционного договора по соответствующему основанию. Стоит также отметить, что обращение с соответствующим заявлением со стороны инвестора исходя из толкования соответствующих норм анализируемого документа является обязанностью инвестора.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений