Заказчиков обязали быть патриотами
Правительство ограничило импорт в сфере госзакупок, тем самым следуя в русле протекционистской политики ЕАЭС.
В Беларуси расширен перечень товаров иностранного происхождения, на государственные закупки которых действуют ограничения. Соответствующее решение утверждено постановлением Совмина от 17.03.2016 № 206.
В новом перечне значится более 100 наименований товаров, кодифицированных в соответствии с ОКРБ 007-2012, в т.ч. сахар, одежда, электродвигатели, лифты, древесные плиты, автомобили, тракторы. Ограничения установлены для них (кроме товаров, произведенных в России, Казахстане и Армении), а также их поставщиков на участие в процедурах белорусских госзакупок: открытом конкурсе, электронном аукционе и процедуре запроса ценовых предложений.
В таких процедурах поставщики импорта смогут участвовать лишь в случае подачи менее двух предложений, содержащих информацию о поставке такого товара из стран ЕАЭС. Эти требования должны соблюдаться заказчиками при составлении приглашений к участию в процедурах госзакупок, конкурсных (аукционных) документов и документов, представляемых участникам процедуры запроса ценовых предложений.
Ограничение по допуску к госзакупкам в РБ иностранных товаров не действует в отношении стран, где для белорусских товаров и предлагающих их поставщиков установлен национальный режим, не менее благоприятный, чем для местных товаров и их поставщиков.
Страна происхождения товара при госзакупках должна подтверждаться сертификатом о происхождении товара, выданным уполномоченным органом (организацией) государства – члена ЕАЭС. Его форма установлена в Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, предусмотренных Соглашением от 20.11.2009 г. В нашей стране такие сертификаты заполняются с учетом особенностей, определяемых Минторгом, и выдаются БелТПП и ее унитарными предприятиями. Срок действия сертификата – 6 месяцев с даты выдачи.
Допуск импорта к госзакупкам в нашей стране ограничивался и ранее. Правда, перечень товаров, утв. постановлением Совмина от 23.08.2014 № 816, был в пять раз меньше нынешнего и включал в основном изделия легкой промышленности. По мнению экспертов, особого эффекта такие ограничения не дали – ни как форма поддержки отечественных производителей, ни как стимул к развитию импортозамещения. Гораздо успешнее работают такие барьеры на пути экспансии импортных товаров, как применение дифференциальной поправки к цене предложения товаров, произведенных в РБ и других странах ЕАЭС, создающей для иностранцев неконкурентную среду, а также административно-командные меры. Негласное указание органов госуправления «купляйце беларускае» в целом исправно выполняется распорядителями бюджетных средств.
Как утрачивающее силу постановление № 816, так и сменяющий его документ, по сути, следуют в русле протекционистской политики ЕАЭС, инициируемой Россией. Там уже действуют ограничения на госзакупки иностранной продукции легкой промышленности, машиностроения, медицинских изделий и лекарств. Например, постановление правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 обязывает государственного заказчика отклонять все предложения о закупке иностранных лекарств, если подано не менее двух заявок о поставке препаратов, произведенных в России или в странах ЕАЭС. По данным Минэкономразвития РФ, список находящихся под санкциями в России иностранных товаров уже исчисляется сотнями и продолжает расти. Например, Минсельхоз РФ подготовило проект постановления, направленные на ограничение госзакупок импортной рыбы и рыбной продукции, мяса, молока и молочной продукции, риса, сахара и соли.
Чтобы усилить эффект подобных мер, Россия недавно обратилась через ЕЭК к партнерам по евразийской интеграции с призывом ввести аналогичные ограничения на продукцию иностранного ограничения в сфере госзакупок. Но если в Казахстане к такому предложению отнеслись холодно, то Беларусь, как видим, его поддержала.
Постановление № 206 вступает в силу с 22 июня 2016 г.