Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
21.10.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Видоизмененный залог

Между сторонами заключен договор залога в обеспечение исполнения основного долга по денежному обязательству. Залогодатель намерен продать заложенное имущество третьему лицу. Залогодержатель выразил согласие на продажу предмета залога с условием внесения дополнений в договор о залоге, согласно которым за счет стоимости предмета залога будут обеспечиваться проценты и штрафные санкции по денежному обязательству. Правомерны ли указанные действия залогодержателя?

Да, правомерны.

В соответствии со ст. 315 ГК в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

По общему правилу, установленному ст. 318 ГК, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию. Приведенная норма является диспозитивной, и применительно к рассматриваемой ситуации залог может обеспечивать лишь требование по уплате основного долга по основному денежному обязательству.

В силу п. 2 ст. 327 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором и не вытекает из существа залога, залогодатель вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 334 ГК в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу.

Частью 2 п. 1 ст. 334 ГК определено, что правопреемник залогодателя становится на место залогодателя и несет все его обязанности, если соглашением с залогодержателем не установлено иное.

Исходя из указанной нормы такое соглашение заключается, в первую очередь, между залогодержателем и правопреемником залогодателя (в данном случае – третьим лицом). Вместе с тем эта норма позволяет залогодержателю заключить с прежним залогодателем дополнительное соглашение к договору о залоге (как необходимое условие предоставления согласия залогодержателя на отчуждение предмета залога в соответствии с п. 2 ст. 327 ГК), и это приведет к тому, что залог перейдет к новому залогодателю уже в измененном виде (с увеличенным объемом ответственности).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений