Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
02.08.2016 37 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Закон о занятости внесены существенные изменения

Законом от 18.07.2016 № 409-З, основные положения которого вступают в силу с 24 октября 2016 г., внесены многочисленные изменения в Закон от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 125-З).

Используемые термины и понятия

С 24 октября 2016 г. под занятостью будет пониматься деятельность не только граждан Беларуси, как и сейчас, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Беларуси (далее – граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им как заработную плату и вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности), так и иной доход (далее – заработок). Отметим, что в настоящее время иной доход в Законе № 125-З не упоминается.

Оплачиваемыми общественными работами будут считаться общедоступные виды работ, выполняемые как по срочным трудовым, так и по гражданско-правовым договорам (сейчас общественные работы могут выполняться только по срочным трудовым договорам), имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу. Соответствующее дополнение вносится и в ст. 19 Закона № 125-З.

Кроме того, ст. 1 Закона № 125-З, в котором определяется терминология данного законодательного акта, дополнена двумя понятиями:

работники, находящиеся под угрозой увольнения, – работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя (ИП), или предупрежденные о сокращении численности или штата работников, или работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, или находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника;

свободное рабочее место (вакансия) – предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).

Уточняется, какие граждане считаются занятыми. В соответствии с изменениями, которые вносятся в ст. 2 Закона № 125-З, под занятыми будут пониматься граждане:

– работающие по трудовому договору или выполняющие работы у юридических лиц и ИП по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности (далее – выполняющие работы по ГПД), за исключением граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (сейчас такое направление здесь не упоминается);

– являющиеся учредителями (участниками, членами) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ и членов некоммерческих организаций (в настоящее время о последних, равно как и об учредителях юридических лиц, в данной норме не говорится);

– зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве ИП;

– осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;

– проходящие военную или альтернативную службу (сейчас – только военную), а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете, Госкомитете судебных экспертиз, органах финансовых расследований Комитета госконтроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

– обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организациях, у ИП, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – субъекты, осуществляющие образовательную деятельность). В настоящее время здесь упоминается только получение образования в учреждениях образования;

– осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

– занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

Порядок и условия регистрации граждан безработными

Как и сейчас, согласно новой редакции ст. 3 Закона № 125-З регистрация граждан безработными осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите (далее – органы по труду) при личном обращении и предъявлении гражданами документов, предусмотренных законодательными актами. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Правительством, если иное не предусмотрено законодательными актами.

При этом перечень граждан, которые не могут быть зарегистрированы безработными, несколько уточнен. С 24 октября 2016 г. в число безработных не смогут войти граждане, являющиеся выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу и которые не отработали сроки обязательной работы по распределению (перераспределению) или при направлении (последующем направлении) на работу, установленные законодательством об образовании. Сейчас в данной норме права быть безработными лишены обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Кроме того, новая редакция ст. 3 Закона № 125-З дополнена некоторыми нормами, регламентирующими сроки, когда граждане, ранее снятые с учета безработных по той или иной причине, хотят снова стать на такой учет. Например, из-за подачи ими письменного заявления об отказе от услуг органов по труду либо когда они были досрочно отчислены из учреждения образования субъектами, осуществляющими образовательную деятельность, за неуспеваемость, в связи с непрохождением итоговой аттестации без уважительных причин, за длительное отсутствие без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) либо систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающихся.

Подходящая работа

Внесены уточнения и в ст. 4 Закона № 125-З, в которой разъясняется, какие работы являются для безработных подходящими, а какие – нет.

В частности, подходящей будет считаться работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом его образования, профессии, специальности (направления специальности, специализации), квалификации (сейчас – с учетом уровня его профессиональной подготовки), состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено Законом № 125-З.

В свою очередь, подходящей не будет считаться работа в т.ч., если предлагаемый заработок на 30 и более процентов (в настоящее время – на 10 и более процентов) ниже среднего заработка, исчисленного за 2 последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

Подходящей будет считаться любая оплачиваемая работа, включая временную работу (сейчас – работу временного характера), кроме оплачиваемых общественных работ, соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных:

впервые ищущих работу (в настоящее время здесь упоминаются также ранее не работавшие) и не имеющих профессии (специальности);

– стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, составляющего более 12 месяцев (сейчас – более одного года);

– прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по соглашению сторон, по желанию работника (в настоящее время – по собственному желанию), за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным п.п. 5–6 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), а также уволенных за нарушение воинской или служебной дисциплины, досрочно прекративших образовательные отношения по инициативе учреждения образования, субъекта, осуществляющего образовательную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных подп. 5.2 и 5.7 п. 5 ст. 79 Кодекса об образовании (далее – Кодекс).

Отметим, что сейчас перечень оснований для расторжения трудового договора, при которых любая оплачиваемая работа, в т.ч. временная, будет считаться для безработного подходящей, включает в себя п.п. 4, 5, 7–9 ст. 42, п. 5 ст. 44 и всю ст. 47 ТК;

– обратившихся в органы по труду после занятия предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, а также после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ;

– выполнявших работы по ГПД;

– состоящих на учете в органах по труду более 12 месяцев.

Кроме того, в ст. 4 Закона № 125-З уточняется, что безработному не может быть предложено одно и то же рабочее место, профессиональная подготовка, переподготовка по одной и той же профессии, специальности, направлению специальности, специализации (сейчас здесь говорится о предложении только одного и того же места работы и профессиональная подготовка по одной и той же профессии или специальности) дважды.

Права и обязанности граждан и нанимателей в области занятости

В ст. 7 Закона № 125-З установлено, что граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения не только в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, но и для освоения программы обучающих курсов. А право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и освоение программы обучающих курсов по направлению органов по труду будут иметь как безработные, так и иные категории граждан в соответствии с Законом № 125-З.

Закон № 125-З дополняется ст. 9-1, в которой установлены обязанности граждан в области занятости населения. Так, безработные будут обязаны:

– самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду по его требованию;

– являться в орган по труду по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения – не реже одного раза в месяц в установленный день;

– явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение 2 рабочих дней со дня выдачи органом по труду направления на работу;

– возвратить в орган по труду в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации;

– информировать в течение 2 рабочих дней орган по труду об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в т.ч. на временную работу), заключении ГПД, наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

В свою очередь, граждане, направленные органами по труду на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или на обучающие курсы, будут должны:

– добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ;

– постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях (занятиях);

– выполнять требования учредительных документов учреждений образования, субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Что касается нанимателей, то некоторые их обязанности уточнены. Так, с 24 октября 2016 г. они будут обязаны:

не менее чем за два месяца до любого высвобождения работников (сейчас здесь говорится об их массовом высвобождении) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

принимать на работу любых выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу. В настоящее время согласно данной норме наниматель обязан принимать на работу только выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между ним и указанными учреждениями образования;

письменно уведомлять органы по труду о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней (сейчас – двух недель) со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях (сейчас – предложениях) об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

информировать органы по труду о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством они были уведомлены, в день их заполнения (в настоящее время данная норма отсутствует).

Как и сейчас, при приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, наниматель должен будет в 5-дневный срок возвратить в этот орган направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, наниматель в направлении этого органа делает отметку о дне явки гражданина, заверяет ее личной подписью и печатью организации (сейчас вместо этого он должен указать причину отказа гражданину в приеме на работу) и возвращает направление гражданину.

Гарантии государства в области содействия занятости

В ст. 10 Закона № 125-З уточнено, что государство гарантирует безработным в т.ч.:

– бесплатные профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и освоение программы обучающих курсов с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

– компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду на обучение в другую местность (сейчас здесь также упоминается направление на работу в другую местность);

оказание содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств в порядке и на условиях, определяемых Минтруда и соцзащиты (в настоящее время данная гарантия отсутствует);

– содействие в приобретении опыта практической работы (сейчас подобной гарантии нет).

Обещаны дополнительные гарантии в области содействия занятости уволенным с альтернативной службы в связи с окончанием прохождения альтернативной службы.

Согласно новой редакцией ч. 4 ст. 11 Закона № 125-З государство в соответствии с законодательством о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, получившим профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. При этом упоминание о том, что эти выпускники должны были получать образования в дневной форме за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, исключено.

Деятельность агентств по трудоустройству

В соответствии с новой редакцией ст. 15 Закона № 125-З трудоустройство на территории Беларуси граждан может осуществляться при содействии агентств по трудоустройству. При этом под агентством по трудоустройству понимается юридическое лицо, ИП, зарегистрированные на территории Беларуси, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр агентств по трудоустройству (далее – Реестр).

Оказание услуг по содействию в трудоустройстве юридическими лицами и ИП, не включенными в Реестр, запрещается. Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, порядок их предоставления, порядок формирования и ведения Реестра, а также форма свидетельства о включении в Реестр определяются Правительством.

Нормы, содержащиеся в действующей редакции ст. 15 Закона № 125-З, согласно которым деятельность, связанная с трудоустройством граждан Беларуси за границей, лицензируется, а заключение договоров о трудоустройстве граждан за пределами Беларуси с организациями и гражданами, в т.ч. иностранными, не являющимися непосредственными нанимателями, запрещается, с 24 октября 2016 г. исключаются.

Организация занятости

В сфере организации занятости профессиональную ориентацию населения отделяют от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения программы обучающих курсов.

Профессиональная ориентация незанятого населения согласно новой редакции ст. 18 Закона № 125-З осуществляется в целях оказания практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом профессиональных предпочтений, склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда. В свою очередь, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и освоение содержания обучающих курсов по направлению органов по труду должна осуществляться в учреждениях образования или у субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в настоящее время здесь отдельно выделяют учебные центры государственной службы занятости населения, которые в новой редакции ст. 18 Закона № 125-З не упоминаются).

Также в новой редакции ст. 18 Закона № 125-З установлено, что безработные направляются органами по труду на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или на обучающие курсы в случае, если:

– невозможно подобрать подходящую работу по причине отсутствия у безработного необходимых профессии, специальности (направления специальности, специализации), квалификации (сейчас в данной норме говорится только об отсутствии необходимой квалификации или специальности);

– необходимо изменить профессию, специальность (направление специальности, специализацию), квалификацию в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

– безработным утрачена способность к выполнению работы по приобретенным ранее (сейчас – по прежней) профессии, специальности (направлению специальности, специализации), квалификации или возникли медицинские противопоказания к ее выполнению.

Уточнено, что органы по труду могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:

– работников, впервые нашедших работу;

– обязанных лиц;

работников, находящихся под угрозой увольнения;

работников из числа граждан, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников;

работников, имевших до приема на работу длительный перерыв в работе (более 12 месяцев).

Последние три категории работников в действующей редакции ст. 18 Закона № 125-З не упоминаются.

В новую редакцию ст. 18 Закона № 125-З также включена норма, согласно которой граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет (кроме граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), могут быть направлены органами по труду на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или на обучающие курсы в порядке и на условиях, определенных для безработных.

Кроме того, Закон № 125-З дополнен ст. 18-1, согласно которой государство содействует в приобретении опыта практической работы безработным из числа:

– выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;

– лиц, прошедших профессиональную подготовку или переподготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

– лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, у субъектов, осуществляющих образовательную деятельность;

– лиц, длительное время (более 12 месяцев) не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.

Содействие в приобретении опыта практической работы осуществляется путем трудоустройства перечисленных выше безработных в соответствии с полученной профессией, специальностью (направлением специальности, специализацией), квалификацией с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда. Для приобретения опыта практической работы с гражданами заключаются срочные трудовые договоры в порядке, установленном законодательством о труде.

При этом порядок и условия трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда определяются Минтруда и соцзащиты.

Стипендии, выплачиваемые органами по труду

Стипендии гражданам, направленным на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или на обучающие курсы, как и сейчас, будут назначаться и выплачиваться органами по труду (ст. 23 Закона № 125-З). При этом порядок определения размера назначаемых стипендий существенно меняется.

Так, стипендия будет назначаться:

– гражданам, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), – в размере 3 базовых величин (БВ);

– гражданам, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) и безработным, впервые ищущим работу, – в размере полуторной величины минимального пособия по безработице для данной категории безработных.

В настоящее время стипендия гражданам назначается в размере 50%, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет – 75% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более 3-кратной БВ.

Стипендия гражданам, прекратившим трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по соглашению сторон, по желанию работника (в настоящее время – по собственному желанию), за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным п.п. 5–6 ст. 47 ТК, а также уволенным за нарушение воинской или служебной дисциплины, досрочно прекратившим образовательные отношения по инициативе учреждения образования, субъекта, осуществляющего образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подп. 5.2 и 5.7 п. 5 ст. 79 Кодекса), и зарегистрированным в установленном порядке безработными, будет, как и сейчас, назначаться в размере 1 БВ.

Не изменится и размер стипендии, назначаемой гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г., и зарегистрированным в установленном порядке безработными в течение 12 месяцев со дня эвакуации, отселения, самостоятельного переезда на новое место жительства: он будет равен средней заработной плате по последнему месту работы.

Размер стипендии подлежит индексации в порядке, установленном законодательством. Кроме того, он может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц (либо гражданин может быть лишен стипендии на такой же срок) в связи с неуспеваемостью или нерегулярным посещением учебных занятий (занятий) без уважительных причин, нарушением дисциплины в ходе образовательного процесса и правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Пособие по безработице

В ст. 24 Закона № 125-З, регулирующую порядок назначения и выплаты пособия по безработице, также внесены некоторые уточнения.

В частности, установлено, что в назначении пособия по безработице может быть отказано в случае:

– прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по соглашению сторон, по желанию работника (в настоящее время – по собственному желанию), за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, либо прекращения трудового договора по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным п.п. 5–6 ст. 47 ТК, а также увольнения за нарушение воинской или служебной дисциплины;

– досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учреждения образования, субъекта, осуществляющего образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подп. 5.2 и 5.7 п. 5 ст. 79 Кодекса);

– потери (отсутствия) дохода в результате совершения противоправных действий;

– непредставления декларации о доходах по форме, установленной Минтруда и соцзащиты.

Как и в случае со стипендиями, изменен и размер пособия по безработице. Оно будет выплачиваться со дня регистрации в органах по труду в качестве безработного (за исключением случаев, предусмотренных Законом № 125-З):

1) безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), – в размере 2 БВ в месяц в течение 26 календарных недель;

2) безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года – в размере 1 БВ в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 75% БВ в месяц в последующие 13 календарных недель;

3) безработным, впервые ищущим работу, а также безработным, ищущим работу после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев), при наличии у них стажа работы менее одного года – в размере 85% БВ в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 70% БВ в месяц в последующие 13 календарных недель.

Напомним, что сейчас пособие по безработице выплачивается:

– безработным, указанным в п. 1, – за первые 13 календарных недель – в размере 70% и за последующие 13 календарных недель – 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее 1 БВ и не более 2 БВ;

– безработным, указанным в п. 2, – за первые 13 календарных недель – в размере 100% и за последующие 13 календарных недель – 75% БВ;

– безработным, указанным в п. 3, – за первые 13 календарных недель – в размере 85% и за последующие 13 календарных недель – 70% БВ.

В порядок снятия с учета безработных, прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера (ст. 25 Закона № 125-З) также вносятся некоторые изменения.

Так, снятие с учета безработных, в т.ч. безработных, не получающих пособия по безработице, будет производиться в т.ч. в случае:

– направления его не только на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, но и на обучающие курсы;

– неявки безработного более двух (сейчас – более трех) месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;

– отказа безработного от 2 предложений подходящей работы или от 2 предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации или освоения программы обучающих курсов по направлению органов по труду;

истечения 18 календарных месяцев (сейчас – 36 календарных месяцев) со дня регистрации безработного.

Выплата пособия по безработице будет приостанавливаться на срок до 3 месяцев в т.ч. в случае:

неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение 2 рабочих дней со дня выдачи ему органами по труду – с даты выдачи такого направления.

Кроме того, с 24 октября 2016 г. размер пособия по безработице может быть уменьшен не на 25% сроком на один месяц, а на 50% на тот же срок в случае:

– неявки безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с нанимателем в течение трех рабочих дней со дня выдачи ему направления органами по труду, занятости и социальной защите;

– отказа безработного без уважительных причин явиться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учебу);

– если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом органы по труду, занятости и социальной защите по их требованию.

Таким образом, можно констатировать определенное ужесточение норм, связанных с назначением и выплатой пособия по безработице.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by