Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
09.02.2016 41 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Услуги и работы в рамках ЕАЭС: типичные ошибки плательщиков©

Практика показывает, что белорусские налогоплательщики нередко допускают ошибки при исчислении и уплате НДС при выполнении работ и оказании услуг в рамках ЕАЭС. Рассмотрим наиболее типичные ошибки, допущенные ими в 2015 г., и правильные действия в той или иной хозяйственной ситуации. 

При исчислении и уплате НДС в рамках ЕАЭС резиденты РБ в 2015 г. должны были руководствоваться следующими нормами законодательства. На основании подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК объектами обложения НДС при­знаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – объекты) на территории РБ. Иначе говоря, в основном НДС исчисляется и уплачивается при реализации объектов на территории РБ. Однако в практике осуществления хозяйственной деятельности возникают ситуации, когда надо уплатить НДС при приобретении объектов на территории РБ. Это следует делать тогда, когда продавцом объектов является иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, и приобретение имеет место на территории РБ, т.е. местом реализации приобретенных объектов является территория РБ.

Согласно п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее – Договор) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору) (далее – Протокол), за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола. При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.

Исходя из ст. 92 НК при реализации объектов на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей (ИП), приобретающих данные объекты. Такие организации и ИП имеют права и обязанности, установленные ст.ст. 21 и 22 НК.

При реализации объектов на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, на основе договоров поручения, комиссии, консигнации и иных аналогичных договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с указанными иностранными организациями.

Плательщиками НДС признаются организации, определенные п. 2 ст. 13 НК, в т.ч. иностранные организации. Таким образом, иностранные организации (генеральные подрядчики, субподрядчики), осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах РБ, уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности на территории РБ.

НДС также уплачивают организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах РБ и вовлекающие в хозяйственный оборот (в т.ч. на основании договоров, устанавливающих оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав) на территории РБ работы (услуги), имущественные права, реализуемые иностранными ор­ганизациями, не состоящими на налоговом учете в РБ.

Соответственно, если местом реализации не признается территория РБ, исчислять и уплачивать НДС при приобретении активов не надо. Если таковым местом признается территория РБ, НДС при приобретении активов следует уплачивать в РБ. В отношениях между государствами – членами ЕАЭС место реализации работ (услуг), имущественных прав определяется согласно п. 29 раздела IV Протокола.

Обратим особое внимание, что нормы налогового законодательства, регулирующие исчисление и уплату НДС в рамках ЕАЭС при выполнении работ и оказании услуг, в 2016 г. не изменились.

Ситуация 1. Белорусская организация приобретает услуги по разработке схем и согласованию условий реструктуризации кредиторской задолженности, оказываемые российской организацией, не осуществляющей деятельности на территории РБ через представительство. Заказчик исчислил и уплатил НДС в РБ.

Ошибка: исчисление и уплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: исчислять и уплачивать НДС в РБ заказчику и в 2015 г., и в 2016 г. не надо.

Обоснование. Согласно подп. 5 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, когда работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 раздела IV Протокола. Поскольку указанными подпунктами не предусмотрено определение места реализации услуг по разработке схем и согласованию условий реструктуризации кредиторской задолженности, при оказании таких услуг налогоплательщиком РФ местом их реализации не признается территория РБ.

Следовательно, при приобретении услуг по разработке схем и согласованию условий реструктуризации кредиторской задолженности белорусская организация НДС в РБ не уплачивает.

Ситуация 2. Российская организация, не осуществляющая деятельности на территории РБ через постоянное представительство, выполняет работы по рубке леса в РБ по заказу белорусской организации – лесхоза. Заказчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: заказчику и в 2015 г., и в 2016 г. надо исчислить и уплатить НДС в РБ.

Обоснование. Согласно подп. 1 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории данного государства – члена ЕАЭС. Исходя из п. 2 Протокола недвижимое имущество – это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты.

Следовательно, при реализации работ по рубке леса на территории РБ с учетом того, что земля и лес являются недвижимым имуществом, местом реализации этих работ признается территория РБ, поскольку они выполнены на территории РБ.

Таким образом, белорусской организации при приобретении данных работ следует исчислить и уплатить НДС в РБ.

Ситуация 3. Белорусская организация оплатила услуги по технической поддержке программного обеспечения, оказываемые российской компанией. Ранее данное программное обеспечение было разработано указанной иностранной компанией для белорусской организации, и эти услуги оказаны в рамках договора по его разработке. Заказчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: заказчику и в 2015 г., и в 2016 г. надо исчислить и уплатить НДС в РБ.

Обоснование. В соответствии с подп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.

Согласно п. 33 Протокола в случае, если налогоплательщиком выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других, местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

Таким образом, услуги по технической поддержке программного обеспечения оказываются российской компанией в отношении программного обеспечения, ранее разработанного этой компанией, данные услуги являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по разработке программного обеспечения. Следовательно, место реализации этих услуг определяется по месту нахождения покупателя услуг, т.е. местом их реализации является территория РБ. Соответственно, белорусской организации надо исчислять НДС при оплате услуг по технической поддержке программного обеспечения.

Ситуация 4. Белорусская организация оплачивает услугу по оформлению поручительства по обеспечению исполнения обязательства по кредиту российскому коммерческому банку. Заказчик исчислил и уплатил НДС в РБ.

Ошибка: заказчик исчислил и уплатил НДС в РБ.

Правильные действия: заказчику и в 2015 г., и в 2016 г. не надо исчислять и уплачивать НДС в РБ.

Обоснование. Согласно подп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 Протокола. Поскольку указанными подпунктами не предусмотрено определение места реализации услуг по оформлению поручительства по обеспечению исполнения обязательства по кредиту, то при оказании таких услуг российским налогоплательщиком местом их реализации территория РБ не признается.

Соответственно, при приобретении услуг по оформлению поручительства по обеспечению исполнения обязательства по кредиту белорусский налогоплательщик не обязан исчислять НДС в РБ.

Ситуация 5. Белорусская организация на территории РБ оказывает услуги российской организации по контролю за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, которое заказчик приобрел на территории РБ. Это оборудование вывозится с территории РБ. Подрядчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата подрядчиком НДС в РБ.

Правильные действия: подрядчик и в 2015 г., и в 2016 г. должен исчислить и уплатить НДС в РБ.

Обоснование. Согласно ст. 93 НК объектами обложения НДС признаются обороты по реализации объектов на территории РБ. На основании подп. 2 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства.

Соответственно, местом реализации услуг по контролю за соблюдением комплектной отгрузки оборудования признается территория РБ, поскольку эти услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РБ.

Таким образом, белорусской организации следует исчислить и уплатить НДС при реализации услуг по контролю за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, оказанных российской организации, несмотря на то, что оно вывозится с территории РБ.

Ситуация 6. Белорусская организация оказала услуги по проведению анализа финансового состояния эмитента ценных бумаг, заказчиком которых является российская организация, не состоящая на учете в налоговом органе РБ. Услуга оказана на территории РФ. Подрядчик не исчислил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата подрядчиком НДС в РБ.

Правильные действия: подрядчик и в 2015 г., и в 2016 г. должен уплатить НДС в РБ.

Обоснование. Согласно ст. 93 НК объектами обложения НДС признаются обороты по реализации объектов на территории РБ. В соответствии с подп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 Протокола.

Поскольку услуги по проведению анализа финансового состояния эмитента ценных бумаг не названы в указанных подпунктах и оказаны налогоплательщиком РБ, местом реализации этих услуг признается территория РБ.

Следовательно, белорусской организации надо исчислить НДС при реализации услуг по проведению анализа финансового состояния эмитента ценных бумаг, несмотря на то, что они оказаны на территории РФ.

Ситуация 7. Белорусская организация на территории РБ оказывает услуги российской организации по подготовке и дополнительному оборудованию ее транспортных средств. Эти транспортные средства впоследствии выбывают с территории РБ. Подрядчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата подрядчиком НДС в РБ.

Правильные действия: подрядчик и в 2015 г., и в 2016 г. обязан исчислить и уплатить НДС в РБ.

Обоснование. Согласно ст. 93 НК объектами обложения НДС признаются обороты по реализации объектов на территории РБ. На основании подп. 2 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства – члена ЕАЭС. В соответствии с п. 2 раздела I Протокола движимое имущество – вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам.

Следовательно, местом реализации услуг по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств признается территория РБ, поскольку эти услуги связаны с транспортными средствами, находящимися на территории РБ. Таким образом, белорусской организации надо исчислить и уплатить НДС при реализации услуг по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, оказанных российской организации, несмотря на то, что эти транспортные средства выбывают с территории РБ.

Ситуация 8. Белорусская организация – переработчик давальческого сырья при реализации работ по переработке давальческого сырья, ввозимого из Казахстана, применила нулевую ставку НДС. Заказчиком данных работ является белорусская организация и выработанная из этого сырья продукция вывозится за пределы РБ.

Ошибка: применение подрядчиком нулевой ставки НДС.

Правильные действия: белорусская организация не должна и в 2015 г., и в 2016 г. исчислять НДС в РБ по нулевой ставке. Следует применить ставку НДС в размере 20%.

Обоснование. Согласно ст. 93 НК объектами обложения НДС признаются обороты по реализации объектов на территории РБ. На основании подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК ставка НДС в размере 0% установлена при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов). С учетом п. 5 ст. 102 НК к экспортируемым работам по производству товаров из давальческого сырья (материалов), облагаемым НДС по ставке в размере 0%, относятся работы собственного производства, оказанные иностранным организациям и физическим лицам по производству экспортируемых товаров из давальческого сырья (материалов).

Основанием для применения ставки НДС в размере 0% при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) является наличие у плательщика следующих документов:

– договора (контракта), заключенного с иностранными организацией или физическим лицом;

– документов, подтверждающих выполнение этих работ;

– подтверждения о вывозе товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), за пределы территории РБ, выданного таможенным органом в порядке, установленном ч. 2 п. 2 ст. 102 НК (представляется в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС плательщиком, не осуществляющим декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа). Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории РБ в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты разрешения на убытие товара за пределы территории РБ;

– документов, подтверждающих вывоз товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), с территории РБ на территорию государств – членов ЕАЭС;

– документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства, выданного в установленном порядке;

– заявления о ввозе товаров, составленного по форме, утвержденной международным договором РБ, с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств) либо перечня заявлений о ввозе товаров. Заявление о ввозе товаров либо перечень заявлений о ввозе товаров представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС. Форма и порядок заполнения перечня заявлений, являющегося приложением к налоговой декларации по НДС, утверждаются МНС.

Поскольку одним из документов, считающихся основанием для применения нулевой ставки НДС плательщиком при выполнении работ по переработке давальческого сырья, является договор (контракт), заключенный с иностранными организацией или физическим лицом, то при реализации работ по переработке давальческого сырья белорусский заказчик не может исчислить НДС по нулевой ставке.

Ситуация 9. Белорусская организация, являющаяся переработчиком и применяющая упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), ввозит давальческое сырье на территорию РБ с территории РФ. Заказчиком работ по переработке этого сырья является российская организация. Переработчик исчислил и уплатил НДС при ввозе.

Ошибка: исчисление и уплата НДС в РБ.

Правильные действия: и в 2015 г., и в 2016 г. не надо исчислять и уплачивать НДС при ввозе на территорию РБ давальческого сырья.

Обоснование. Согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК объектом обложения НДС признается ввоз товаров на территорию РБ и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК, Закон от 10.01.2014 № 129-З  «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», таможенное законодательство Таможенного союза (далее – ТС), международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в ТС, и (или) акты Президента связывают возникновение обязанности по уплате НДС.

Исходя из п. 13 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в т.ч. с учетом особенностей, предусмотренных подп. 13.1–13.5 Протокола.

Для целей раздела IV Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом). Соответственно, переработчик ввозит на территорию РБ давальческое сырье, собственником которого он не является.

Таким образом, переработчику не надо исчислять и уплачивать НДС при ввозе давальческого сырья, поскольку он не является его собственником.

Ситуация 10. Белорусская организация заключила договор с российской организацией на предоставление разъяснений и консультаций в связи с проведением следственных действий на территории РФ по делу о хищении имущества у представительства данной белорусской организации, находящегося на территории этого государства. Заказчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: белорусская организация долж­на и в 2015 г., и в 2016 г. исчислить и уплатить НДС в РБ.

Обоснование. В соответствии с подп. 4 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке ин­формации, а также научно-исследовательские, опытно-­конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.

Согласно п. 2 раздела I Протокола юридические услуги – услуги правового характера, в т.ч. предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.

Таким образом, поскольку предоставление разъяснений и консультаций в связи с проведением следственных действий можно отнести к юридическим услугам и они приобретаются белорусской организацией, местом реализации этих услуг признается территория РБ. Следовательно, белорусскому заказчику надо исчислить НДС при приобретении этих услуг независимо от того, что такие юридические услуги связаны с проведением следственных действий на территории РФ по делу о хищении имущества у представительства белорусской организации, находящегося на территории этого иностранного государства.

Ситуация 11. Белорусская организация, приобретающая товары у российского хозяйствующего субъекта, получает от него суммы штрафных санкций за несвоевременную отгрузку товаров с территории РФ. Получаемые денежные средства в виде штрафов включены в налоговую базу при исчислении НДС при ввозе товаров из РФ.

Ошибка: включение белорусской организацией штрафов в налоговую базу НДС при ввозе товаров из РФ.

Правильные действия: суммы штрафных санкций за несвоевременную отгрузку товаров с территории РФ и в 2015 г., и в 2016 г. не увеличивают налоговую базу НДС при ввозе товаров.

Обоснование. Согласно подп. 18.2 п. 18 ст. 98 НК налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (подлежащие к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров. Поскольку предусмотрено ее увеличение у продавцов объектов, а не у покупателей, налоговую базу на сумму штрафа у организации-покупателя увеличивать не надо.

На основании п. 13 Протокола косвенные налоги по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), взимаются налоговым органом государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в т.ч. с учетом особенностей, предусмотренных подп. 13.1–13.5 Протокола. Для целей раздела IV Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

В соответствии с п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении) является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).

Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов») определено, что налоговая база, отражаемая в графе 15 заявления о ввозе товаров, рассчитывается с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения, если это установлено законодательством государства – члена ТС.

При этом в законодательстве РБ подобные нормы отсутствуют. Следовательно, белорусские организации принимают в качестве налоговой базы по ввезенным товарам цену сделки, подлежащую уплате поставщику за товары.

Таким образом, получаемые белорусской организацией, приобретающей товары у российского хозяйствующего субъекта, суммы штрафных санкций за несвоевременную отгрузку товаров с территории РФ не увеличивают налоговую базу НДС при ввозе товаров.

Ситуация 12. Белорусская организация приобретает для своих работников путевки в дома отдыха, расположенные в РФ, и уплачивает НДС при приобретении указанных путевок.

Ошибка: исчисление и уплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: заказчику не надо исчислять НДС в РБ и в 2015 г., и в 2016 г.

Обоснование. В соответствии с подп. 3 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства – члена ЕАЭС.

Таким образом, местом реализации услуг, оказываемых домами отдыха, расположенными на территории РФ, в целях применения НДС признается территория этого государства. Следовательно, белорусская организация, приобретающая для своих работников путевки в дома отдыха, расположенные в РФ, не должна исчислять и уплачивать НДС в РБ при приобретении таких путевок.

Ситуация 13. Белорусская организация приобретает услуги у налогоплательщика Казахстана по охране ввозимых товаров с территории Казахстана на территорию РБ. Заказчик исчислил НДС и уплатил в РБ.

Ошибка: исчисление и уплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: и в 2015 г., и в 2016 г. заказчику не надо исчислять и уплачивать НДС в РБ.

Обоснование. Согласно подп. 5 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 раздела IV Протокола. Поскольку указанными подпунктами не установлено определение места реализации услуг по охране, то при оказании таких услуг налогоплательщиком Казахстана местом их реализации территория РБ не признается.

Следовательно, при оказании услуг по охране товаров налогоплательщиком Казахстана местом их реализации признается территория этого государства. Таким образом, при приобретении данных услуг белорусская организация НДС в РБ не уплачивает.

Ситуация 14. Белорусская организация-комиссионер по договору комиссии приобрела товары в Казахстане и там же их реализовала без ввоза на территорию РБ. Комиссионер не исчислил НДС с суммы своего комиссионного вознаграждения, поскольку товары приобретены и реализованы за пределами РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата комиссионером НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Правильные действия: комиссионеру надо уплатить НДС в РБ и в 2015 г., и в 2016 г.

Обоснование. Согласно подп. 5 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 раздела IV Протокола.

Поскольку подп. 1–4 п. 29 Протокола не установлено определение места реализации посреднических услуг, то при оказании таких услуг налогоплательщиком РБ местом их реализации признается территория РБ. Следовательно, при оказании посреднических услуг налогоплательщиком РБ местом их реализации признается территория РБ. Соответственно, комиссионер должен исчислить НДС в РБ с суммы полученного комиссионного вознаграждения при реализации товаров за пределами РБ.

Ситуация 15. Белорусская организация заключает договор на выполнение работ по разработке компьютерной программы с организацией РФ, которая не осуществляет деятельность на территории РБ через постоянное представительство. НДС в РБ белорусский заказчик не исчислял и не уплачивал.

Ошибка: неисчисление и неуплата НДС в РБ.

Правильные действия: белорусский покупатель должен и в 2015 г., и в 2016 г. исчислить и уплатить НДС при приобретении таких работ.

Обоснование. В соответствии с подп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.

Поскольку работы по разработке компьютерных программ приобретаются налогоплательщиком РБ, местом их реализации признается территория РБ. Следовательно, покупателю этих работ надо исчислить и уплатить НДС в РБ в соответствии со ст. 92 НК.

Ситуация 16. Белорусская организация является арендатором земельного участка на территории РФ у российской организации, не осуществляющей деятельность в РБ через постоянное представительство. Арендатор исчислил и уплатил НДС в РБ.

Ошибка: исчисление и уплата НДС арендатором в РБ.

Правильные действия: белорусской организации не надо и в 2015 г., и в 2016 г. исчислять и уплачивать НДС в РБ.

Обоснование. Согласно подп. 1 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства – члена ЕАЭС. Положения указанного подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества. В соответствии с п. 2 Протокола недвижимое имущество – земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты.

В связи с тем что арендуемый объект недвижимости (земельный участок) расположен не на территории РБ, арендатору не надо исчислять и уплачивать НДС в РБ, поскольку местом реализации в этом случае является территория РФ.

Ситуация 17. Белорусская организация заказала российской организации подготовку конструкторской документации для разработки речной платформы. Заказчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: белорусская организация обязана и в 2015 г., и в 2016 г. исчислить и уплатить НДС в РБ.

Обоснование. В соответствии с подп. 4 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС приобретаются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы. На основании п. 2 Протокола к опытно-конструкторским и опытно-технологическим (технологическим) работам относятся разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии.

Следовательно, если опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы оказываются резиденту РБ, местом их реализации является территория РБ. Поэтому белорусской организации надо исчислить и уплатить НДС в РБ при приобретении таких работ в общеустановленном порядке.

Ситуация 18. Белорусская организация приобретает работы по консервации оборудования, находящегося на территории РФ. Эти работы выполняются налогоплательщиком РФ. Заказчик исчислил и уплатил НДС в РБ.

Ошибка: исчисление и уплата НДС в РБ.

Правильные действия: белорусской организации не надо исчислять и уплачивать НДС и в 2015 г., и в 2016 г. при приобретении работ по консервации оборудования, находящегося на территории РФ.

Обоснование. Согласно подп. 2 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства – члена ЕАЭС. В соответствии с п. 2 Протокола вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам, относятся к движимому имуществу.

Поскольку работы по консервации оборудования проводятся на территории РФ, местом их реализации территория РБ не признается, следовательно, заказчику не надо исчислять и уплачивать НДС на территории РБ.

Ситуация 19. Белорусская организация экспортирует продукцию в РФ. Маркетинговые услуги по сопровождению экспорта оказывает также российская организация. Заказчик не исчислил и не уплатил НДС в РБ.

Ошибка: неисчисление и неуплата заказчиком НДС в РБ.

Правильные действия: белорусская организация обязана исчислить и уплатить НДС в РБ и в 2015 г., и в 2016 г.

Обоснование. В соответствии с подп. 4 п. 29 раздела IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации.

Таким образом, местом реализации маркетинговых услуг по сопровождению экспорта продукции российской организацией признается территория РБ, и, следовательно, белорусская организация обязана исчислить и уплатить НДС в РБ на основании ст. 92 НК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by