Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
22.04.2016 28 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Указ 488-14: борьба с лжепредпринимательством

С принятием Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» борьба с уклонением от уплаты налогов в Беларуси вышла на новый уровень. Операции с компаниями, объявленными контролирующими органами «лжепредпринимательскими», и механизм признания первичных учетных документов не имеющими юридической силы существенно увеличили риски ведения бизнеса. Последствия выявления подобных обстоятельств несколько смягчают изменения, внесенные в Указ № 488 вступающим 22 апреля в силу Указом от 19.01.2016 № 14 – при условии добровольной доплаты налогов.

Как стать лжепредпринимателем

Одним из главных механизмов борьбы с лжепредпринимательскими структурами стало создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр). Субъекты предпринимательской деятельности – как организации, так и индивидуальные пред­приниматели (ИП), могут быть включены в реестр при наличии одного или нескольких следующих оснований:

1) в деятельности субъекта согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) использовались в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 УК (осуществление предпринимательской деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной либо осуществляется без регистрации или без лицензии);

2) на счета субъекта в банках поступала выручка и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

3) поступившая на счета сумма денежных средств за месяц превысила 5000 базовых величин, и при этом его руководитель, ИП или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

4) фактически от имени субъекта действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;

5) субъект не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о госрегистрации ИП), и не уведомил в установленные порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о госрегистрации в случае изменения места жительства). При этом руководитель коммерческой организации, ИП или иное уполномоченное действовать от имени субъекта лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые контролирующими органами, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов.

В созданном МНС реестре содержатся сведения о включенных в него лицах, в т.ч. наименование коммерческой организации, фамилия, имя и отчество ИП, УНП, основание (основания) и дата включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр. Эти сведения являются открытыми, общедоступными и размещены на официальном сайте МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru).

Cубъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких названных выше оснований, представленных инспекциями МНС, Комитетом госконтроля, Минфином и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.

При поступлении в МНС информации о наличии в отношении субъекта предпринимательской деятельности одного или нескольких названных выше оснований этому лицу в 3-дневный срок направляется заказным письмом уведомление о намерении включения его в реестр. Мотивированное возражение на намерение включения в реестр можно представить в МНС в течение 10 рабочих дней со дня направления данного уведомления.

Решение о включении (невключении) субъекта предпринимательской деятельности в реестр принимается МНС в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления о намерении включения его в реестр, а при наличии возражения – в течение 20 рабочих дней с даты его поступления.

Решение о включении (невключении) субъекта в реестр направляется ему заказным письмом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Субъект включается в реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Шанс на реабилитацию

Исключение из реестра возможно в следующих случаях:

– при выявлении факта ошибочного включения его в реестр, в т.ч. на основании сообщения органа, представившего информацию и документы, послужившие основанием для включения его в реестр. Данный орган обязан сообщить МНС о выявленной ошибке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее выявления. МНС обязано исключить субъекта предпринимательской деятельности из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления им (в т.ч. на основании сообщения указанного органа) факта ошибки;

– по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности, представленному в связи с устранением нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, или в связи с ошибочным включением его в реестр. Такое ходатайство представляется в налоговый орган по месту постановки на учет. Вместе с ходатайством представляются заявление о проведении проверки по вопросам, отнесенным к компетенции налоговых органов, и документы об устранении нарушений, послуживших основанием для включения в реестр, а при подаче ходатайства в связи с ошибочным включением в реестр – документы, подтверждающие указанное обстоятельство (при их наличии).

Налоговый орган по отнесенным к его компетенции вопросам на основании представленного заявления проводит проверку субъекта и не позднее 5 рабочих дней со дня ее окончания направляет органу, представившему информацию и документы, послужившие основанием для включения в реестр субъекта, представленные последним ходатайство и документы с приложением акта (справки) его проверки.

Если ходатайство подано в налоговый орган, пред­ставивший информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта в реестр, либо если он включен в реестр на основании информации и документов, представленных судами, налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет ходатайство вместе со своим заключением, а также представленные с ходатайством документы и акт (справку) проверки в МНС.

По результатам рассмотрения указанных документов органами, представившими информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта в реестр, не позднее 5 рабочих дней со дня их поступления составляется заключение, которое не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его составления, направляется в МНС.

Не позднее 3 рабочих дней со дня получения указанных документов МНС принимает решение об исключении субъекта из реестра либо мотивированное решение об отказе в этом. Решение направляется заказным письмом субъекту не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Основания для отказа в принятии решения об исключении субъекта из реестра:

– неустранение субъектом нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а в случае подачи ходатайства в связи с ошибочным включением его в реестр – неподтверждение указанного обстоятельства;

– установление в ходе проверки иных обстоятельств, являющихся основанием для включения в реестр.

Решение об исключении субъекта из реестра либо мотивированное решение об отказе в исключении его из реестра должно быть принято не позднее одного месяца со дня подачи ходатайства.

Субъект предпринимательской деятельности ис­ключается из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия МНС решения об исключении его из реестра.

Решение МНС о включении субъекта в реестр либо об отказе в его исключении из реестра может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательными актами.

Предъявите документы

Ключевым фактором, определяющим добросовестность делового партнера, является первичный учетный документ. В соответствии с подп. 1.9 п. 1 Указа № 488 организации и ИП обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусского контрагента – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Требования к таким документам установлены ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

При этом наличие юридической силы признается только в случае действительности совершения отраженной в документе хозяйственной операции.

Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Последствия отсутствия юридической силы

В соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа № 488 налогообложение хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, осуществляется в следующем порядке:

1) по хозяйственным операциям по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав:

– стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении;

– предъявленные суммы налога на добавленную стоимость не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов;

2) по хозяйственным операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав:

– внереализационными доходами признаются фактически полученные денежные средства и (или) иное имущество исходя из стоимости такого имущества, указанной в первичных учетных документах о его получении;

– стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав включается в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку);

3) по договорам комиссии, поручения:

– стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных как приобретенные комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом для передачи комитенту, доверителю или иному аналогичному лицу, включается у комиссионера в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку);

– стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных как полученные комитентом от комиссионера, признается у комитента внереализационным доходом, а сумма расходов на возмещение комиссионеру стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав не учитывается при налогообложении у комитента;

– стоимость товаров (работ услуг), имущественных прав, оформленных как переданные комитентом комиссионеру для их дальнейшей реализации, включается у комиссионера в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку) при их передаче третьим лицам и определяется в соответствии с пер­вичными учетными документами, на основании которых комиссионером произведена передача товаров (работ, услуг), имущественных прав третьим лицам;

4) стоимость работ, оформленных как выполненные для подрядчика субподрядчиком, у подрядчика:

– является внереализационным доходом, а сумма средств, перечисленных (подлежащих перечислению) субподрядчику в оплату этих работ, не учитывается при налогообложении у подрядчика;

– включается в налоговую базу по НДС, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку), если эта стоимость включена подрядчиком в цену работ или возмещается заказчиком отдельно.

Налоговая база и момент фактической реализации (отражения выручки) по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам при налогообложении хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, согласно налоговому законодательству определяются исходя из сведений об этих элементах налогообложения, указанных в первичных учетных документах, которыми оформлены хозяйственные операции (подп. 1.12 п. 1 Указа № 488). Данное положение не применяется в случае установления иных фактических обстоятельств совершения таких хозяйственных операций.

Налогообложение таких хозяйственных операций может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно до начала проверки.

Отметим, что наличие первичных учетных документов, не имеющих юридической силы, может иметь и другие негативные последствия. Например, в соответствии с п. 5 ст. 43 НК льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пош­лин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлены на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы.

Со вступлением в силу Указа № 14 юрлица и ИП обязаны по предписанию органа финансовых расследований КГК осуществить в указанном выше порядке налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение об его противоправной деятельности.

Такое заключение составляется Департаментом финансовых расследований КГК (ДФР) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере  и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения (подп. 1.121 п. 1 Указа № 488, введенный Указом  № 14).

Заключение должно содержать:

– сведения о субъекте предпринимательской деятельности (наименование коммерческой организации, Ф.И.О. ИП. УНП);

– дату его включения в реестр;

– ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом правонарушения в экономической сфере и его использование в совершении такого правонарушения;

– указание на то, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом предпринимательской деятельности, за определенный в заключении период не имеют юридической силы. Период, в течение которого такие документы являются не имеющими юридической силы, определяется ДФР на основании имеющихся у него сведений и документов, позволяющих установить период использования реквизитов, бланков документов, печати субъекта предпринимательской деятельности для оформления первичных учетных документов.

При этом правонарушениями в экономической сфере считаются административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Использованием субъекта предпринимательской деятельности в совершении правонарушения признается заключение (оформление) юридическими лицами и ИП сделок (операций) с этим субъектом для совершения правонарушения в экономической сфере.

Заключение составляется в 2 экземплярах, подписывается заместителем Председателя КГК – директором ДФР или его уполномоченным заместителем и скрепляется печатью.

Заключение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю. При отсутствии субъекта предпринимательской деятельности, а также его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному ДФР, заключение может быть направлено по последнему известному ДФР месту нахождения (месту жительства) такого субъекта или его представителя. В этом случае субъект считается надлежащим образом ознакомленным с ним, а заключение – полученным по истечении 3 рабочих дней со дня направления.

Под представителем субъекта предпринимательской деятельности понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), ИП, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта предпринимательской деятельности.

Органом финансовых расследований по истечении 10 рабочих дней со дня получения заключения субъектом или его представителем, а в случае обжалования заключения – со дня вручения (направления) субъекту или его представителю решения по жалобе, оставляющего в силе заключение, выносится предписание юридическому лицу (ИП), совершавшему сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности (подп. 1.122 п. 1 Указа № 488, введенный Указом  № 14).

Предписание должно содержать указание на соответствующее заключение, первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, совершенные в период, указанный в заключении, и требование к юридическому лицу или ИП:

– исчислить в указанном выше порядке и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по хозяйственным операциям, указанным в предписании;

– представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

– в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

Предписание составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем органа финансовых расследований или его заместителем и скрепляется печатью. Оно вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо его представителю.

Если юридическое лицо или ИП не согласны с предписанием, они вправе в течение 20 рабочих дней со дня его получения подать в орган финансовых расследований, его вынесший, возражения на предписание. В случае поступления возражений, поданных с соблюдением установленных порядка и срока, предписание считается утратившим силу ((подп. 1.123 п. 1 Указа № 488, введенный Указом № 14).

В случаях неисполнения предписания в установленный срок или подачи возражений орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо направить заверенную гербовой печатью ДФР копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (ИП), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки (подп. 1.124 п. 1 Указа № 488, введенный Указом  № 14).

Заключение может быть обжаловано субъектами, в отношении которых оно вынесено, вышестоящему должностному лицу в течение 10 рабочих дней со дня получения. Такая жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Копия решения по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, ее подавшему (подп. 1.125 п. 1 Указа № 488, введенный Указом № 14).

В случае несогласия с решением по жалобе заключение может быть обжаловано в экономический суд области (г. Минска) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения либо, если решение субъектом в установленные сроки не получено, со дня истечения установленных сроков рассмотрения органом финансовых расследований (должностным лицом) жалобы и направления решения по ней.

Пропуск без уважительных причин установленных сроков подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении.

При выявлении в ходе проверок обстоятельств, свидетельствующих о том, что проверяемые субъекты, включенные в реестр, фактически не осуществляли хозяйственные операции, за которые им поступала оплата, вся сумма полученных денежных средств и (или) стоимость иного имущества признаются внереализационным доходом, в т.ч. в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского учета и (или) других документов, связанных с налогообложением.

Ответственность

Неуплата или неполная уплата налогов и сборов влечет административную ответственность по ст. 13.6 КоАП, а уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном и особо крупном размере (соответственно, свыше 1000 и 2500 БВ), – уголовную ответственность по ст. 243 УК.

С момента вступления в силу Указа № 14 не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата юридическим лицом или ИП, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) (п. 2 Указа № 14).

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений