Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
18.03.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Убыток на расчет не влияет

Участник (физическое лицо) вышел из состава участников общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) в ноябре 2014 г.

В соответствии с действующим законодательством участнику причитается стоимость части имущества ООО, соответствующая его доле в уставном фонде общества, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю.

Расчет с участником по решению общего собрания участников должен быть произведен до 1.11.2015 г.

По итогам 2014 г. ООО получена прибыль. По итогам работы за 10 месяцев 2015 г. у ООО имеется убыток. Влияет ли он на величину прибыли, учитываемую при расчете части прибыли, приходящейся на долю вышедшего участника в уставном фонде ООО?

Нет, не влияет.

В соответствии со ст. 103 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 2020-XII) при выходе участника из состава участников ООО ему «выплачивается стоимость части имущества общества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю».

Причитающаяся выходящему участнику часть прибыли определяется с учетом норм ст. 103 Закона № 2020-XII на момент расчета с участником. При этом моментом расчета с участником является дата выплаты этому участнику стоимости имущества или выдачи ему имущества в натуре, определенная решением общего собрания участников ООО.

Выплата стоимости имущества или выдача имущества в натуре выходящему участнику производятся по окончании финансового года и после утверждения отчета за год, в котором он вышел из этого общества, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе, если иное не предусмотрено уставом общества.

Аналогичные нормы предусмотрены и п. 2 ст. 64 Гражданского кодекса (далее – ГК).

Таким образом, исходя из норм законодательства выбывающий участник претендует не только на действительную стоимость своей доли в уставном фонде общества, исчисленную на момент выхода из общества, но и на часть прибыли, приходящуюся на его долю на момент расчета.

Обратим внимание, что «если иное не предусмотрено уставом», выплата стоимости имущества или выдача имущества в натуре выходящему участнику производятся по окончании финансового года и после утверждения отчета за год, в котором он вышел из этого об­щества.

Привязка расчета с участником к концу финансового года и после утверждения отчета за год в своей основе позволяет говорить о том, что величина прибыли, учитываемая для расчета части прибыли, приходящейся на долю участника на момент расчета, должна определяться отдельно по следующим отчетным периодам:

– периоду с момента выхода участника до конца отчетного года, в котором участник вышел из общества;

– периоду с начала года, следующего за годом, в котором участник вышел из общества, до момента расчета с вышедшим участником.

В силу того, что действительная стоимость доли участника определяется на момент его выхода из общества, применительно к рассматриваемому случаю это означает, что по итогам 2014 г. для этого участника должна быть определена величина прибыли, приходящаяся на его долю в уставном фонде, которая получена обществом с момента выхода участника до конца года.

Если бы ООО имело прибыль и в 2015 г. (за период с 1.01.2015 г. до момента расчета с участником), то эта прибыль увеличила бы сумму прибыли ООО за ноябрь и декабрь 2014 г. и, соответственно, часть прибыли, приходящуюся на долю вышедшего участника на момент расчета с ним. Если же в 2015 г. до момента расчета с участником у ООО появился убыток, то он не должен уменьшать величину прибыли ООО за ноябрь и декабрь 2014 г. и, соответственно, часть прибыли, приходящуюся на долю вышедшего участника на момент расчета с ним.

Данный вывод основывается на следующем.

Во-первых, и в ст. 103 Закона № 2020-XII, и в п. 2 ст. 64 ГК изначально говорится о том, что вышедшему участнику причитается часть прибыли, приходящаяся на его долю в уставном фонде общества. Здесь речь идет именно о прибыли, но не об убытках.

Во-вторых, обусловленная законодательством необходимость выплаты части прибыли ООО, приходящейся на долю вышедшего участника, есть своего рода плата за пользование ООО причитающейся участнику действительной стоимостью доли, исчисленной на момент выхода участника, по которой в соответствии с нормами законодательства была использована отсрочка в расчетах. Очевидно, что с увеличением периода отсрочки величина этой платы в силу получения ООО убытков в отчетном периоде (с января 2015 г. до момента расчета) уменьшаться не может.

В-третьих, в соответствии с ч. 7 ст. 33 Закона № 2020-XII ответственность перед обществом за убытки, причиненные этому обществу, несут члены органов хозяйственного общества в соответствии с их компетенцией. Вышедший из ООО участник не имеет права и возможности после своего выхода из общества участвовать в управлении им.

Поэтому возложение на вышедшего участника бремени несения убытков после его выхода из участников общества не соответствует законодательству.

Таким образом, убытки, полученные ООО в 2015 г. до момента расчета с вышедшим из общества участником, не уменьшают прибыль, полученную ООО с момента выхода участника до конца 2014 г., которая принимается для расчета части прибыли, приходящейся на долю вышедшего участника.

Данный подход к определению части прибыли, приходящейся на долю вышедшего из хозяйственного общества участника, подтверждается судебной практикой. Например, в решении экономического суда Гродненской области от 25.03.2015 по делу № 97-10/2014, которое было поддержано постановлением Апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области 7 мая 2015 г. (дело № 97-10/2014/34А), было отмечено, что принятие убытка года, следующего за отчетным, в котором участник вышел из общества, в уменьшение прибыли, полученной обществом на конец отчетного года, для расчета части прибыли, приходящейся на долю вышедшего участника на момент расчета с ним, неправомерно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений