Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
18.11.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Труба – дело тонкое

Наравне с самовольными присоединениями к сетям водоснабжения и водоотведения аварии на таких сетях являются одной из актуальных проблем для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ). Чаще всего у этих аварий имеется виновник, который в соответствии с действующим законодательствам несет ответственность за произошедшее.

В примечании к п. 6.5 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь, утв. приказом МЖКХ от 26.12.1995 № 128 (далее – Правила), определено, что авариями на водопроводе и канализации считаются повреждения сооружений, трубопроводов, оборудования или нарушения их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды потребителям и отведение стоков.

Согласно абз. 2 п. 7.7 Правил абоненты обязаны обе­спечивать надлежащую охрану коммунальных водопроводных и канализационных сетей и устройств, находящихся на их территории, не допускать их повреждения. В силу положений п. 7.11 Правил все предприятия, организации и учреждения, виновные в повреждении коммунальных водопроводных и канализационных сетей, сооружений и устройств, несут материальную ответственность за причиненный ВКХ ущерб.

Анализ приведенных норм позволяет условно разделить повреждения сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) на два вида:

– нарушение абонентских отношений в части ненадлежащего исполнения обязанностей по обеспечению сохранности сетей;

– повреждения, не связанные с абонентскими отношениями.

Рассмотрим ответственность за повреждения сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), не связанных с абонентскими отношениями.

С негативными последствиями

Повреждение сетей водоснабжения или водоотведения – это административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено п. 2 ст. 15.54 КоАП. В соответствии с ней повреждение сетей водоснабжения (водоотведения) и сооружений на них, повлекшее нарушение или прекращение водоснабжения населения и иных потребителей либо отведение и очистку сточных вод, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), на ИП – от 20 до 100 БВ, на юрлицо – до 500 БВ. Таким образом, обязательным условием признания повреждения сетей водоснабжения или водоотведения административным правонарушением является наступление негативных последствий в виде нарушения или прекращения водоснабжения или отведения сточных вод.

В качестве примера приведем ситуацию, когда работниками ООО «М» при производстве земляных работ ковшом экскаватора был поврежден трубопровод, что повлекло прекращение водоснабжения абонентов. По факту повреждения сетей водоснабжения был составлен акт обследования, согласованный представителем ООО «М». Причиной повреждения сети трубопровода, указанной в акте, являлось нарушение правил ведения земляных работ. Постановлением суда ООО «М» было подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 20 БВ.

В другом примере при производстве земляных работ под руководством гражданина А., назначенного ответственным за производство работ и технику безопасности, был поврежден (поперечный прокол) участок водопровода. В соответствии с п. 9.9 Правил для сетевых сооружений городского водопровода, канализации, расположенных на уличных проездах и других от­крытых территориях, а также находящихся на территории абонентов, установлена 10-метровая охранная зона – по 5 м в обе стороны от оси трубопроводов или от наружных стенок других сетевых сооружений. В пределах указанной зоны без согласования с предприятием ВКХ никакие работы производиться не могут. В нарушение данной нормы А. земельные работы с предприятием ВКХ не согласовал, разрешение на их проведение не получил. Повреждение водопровода повлекло падение давления с нормативных 5,3 Мпа до 4,2–4,3 Мпа в жилых домах, что привело к нарушению водоснабжения населения. Постановлением суда гражданин А. был подвергнут административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 20 БВ.

Как видим, основной причиной повреждения сетей является нарушение правил ведения земляных работ.

Кто составит протокол

Повреждение сетей водоснабжения или водоотведения включено в группу административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, предусмотренных главой 15 КоАП. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования административное взыскание может быть наложено не позднее 6 месяцев со дня его совершения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.21, ч. 1 и 2 ст. 15.22, ч. 1 ст. 15.26, ст. 15.30, ч. 3–7 ст. 15.32, ч. 3 ст. 15.35, ч. 3 ст. 15.37, ст. 15.51, ч. 1 ст. 15.63 КоАП, – не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном п. 2 ст. 15.54 КоАП, определены должностные лица:

– сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

– организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги;

– органов Минприроды;

– Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте;

– органов госнадзора Минсельхозпрода (в отношении мелиоративных систем и объектов водного хозяйства сельскохозяйственного назначения).

Еще и за убытки заплатите

Кроме административной ответственности, законодательство предусматривает гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков лицом, виновным в повреждении сетей.

Материальный ущерб при повреждении сетей водоснабжения выражается в объеме потерянной воды (в случае, если работы по ликвидации проведены виновным лицом). Методика расчета стоимости потерянной в результате повреждения сети воды определена в п. 7.11 Правил, в соответствии с ч. 3 которого расчет объема потерянной воды производится путем измерения площади сечения трубы, скорости вытекающей из него воды и времени утечки.

Исходя из п. 15 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснаб­жения», утв. постановлением Минздрава от 16.09.2014 № 69 (далее – СанПиН), при завершении строительства, вводе в эксплуатацию, ремонтных работах, длительной остановке (48 часов и более), авариях в системе централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (далее – ЦХПВ) ее собственники или эксплуатирующие организации должны обеспечить санитарную обработку сооружений и сетей системы ЦХПВ согласно главе 6 СанПиН.

На основании п. 53 СанПиН водопроводные сети, законченные строительством перед вводом в эксплуатацию, после окончания ремонтных и аварийно-восстановительных работ, в плановом порядке – не реже 1 раза в 3 года, а также в случаях ухудшения качества воды подлежат промывке и санитарной обработке.

Таким образом, дополнительно к объему потерянной воды предприятия ВКХ несут затраты по промывке. Размер затрат зависит от длины промываемого участка и диаметра водопровода. Все эти затраты также лягут на лицо, виновное в повреждении сетей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by