Три цвета отдыха: безопасность, цена, надежность
Белорусские туристы предпочитают отдыхать в безопасности. Сегодня этот критерий при выборе страны отдыха стал важнее цены. В свою очередь, турфирмы мечтают о консолидации усилий с участием государства для развития рынка. Об этом в интервью «ЭГ» рассказала директор туристической компании «Солвекс» Оксана БИЧУН (на фото).
– Оксана Анатольевна, какие у вас ожидания насчет выездного туризма на этот год? О чем говорят результаты раннего бронирования?
– Пока сложно делать прогнозы по многим причинам. Политическая ситуация на Ближнем Востоке и в Европе оставляет желать лучшего. Самый большой ущерб не только туризму, но и всему человечеству несут войны и терроризм. И последние события в мире тому подтверждение.
У белорусских туристов три основных предпочтения при выборе страны отдыха. Это (в порядке приоритетности) безопасность, соотношение цены и качества, надежность туроператора.
Поэтому чаще всего среди «морских» стран выбирают Болгарию, Испанию и Грецию. Здесь любят и ценят белорусских туристов, добираться удобно, можно выбрать цены, доступные для разных категорий потребителей. Но нужно помнить, что для поездки в эти страны необходимы визы и паспорт «не старше» 10 лет. Еще один аспект – Болгария и Греция как места отдыха популярны и в других европейских странах, а потому белорусским туристам не стоит затягивать с приобретением путевок.
В этом сезоне становится популярной Абхазия. Туры в эту страну предлагаются с отличной логистикой из Минска. Отдых на одного туриста на 10 ночей с 3-разовым питанием, перелетом и проживанием обойдется в сумму около 9,5 млн. Br.
Зная некоторые тонкости, наши клиенты могут неплохо сэкономить при покупке тура на раннем бронировании. Например, для семьи из 3-х человек экономия на отдых в пик сезона составляет около 7 млн. Br. Лидирует по раннему бронированию сегодня Болгария, что позволило на 20% увеличить продажи туров. Кто-то может возразить: а как же «горящие» туры? Зачем тратить деньги сейчас, можно ведь в сезон «сидеть на чемоданах» и ждать своего предложения! Отвечаю: лучшее не продается «горящим», особенно в визовую страну.
– Как изменяются предпочтения туристов при выборе отдыха с учетом проблемы беженцев в Европе?
– Главным критерием как для туристов, так и для туроператоров остается безопасность. К сожалению, новости в последнее время не радуют. Поэтому некоторые направления утрачивают привлекательность, например, экскурсионные автобусные маршруты во Францию, Германию. Под угрозой пляжный отдых в Турции, на островах Греции.
– Выросла ли в этом году стоимость туров наиболее популярных дестинаций?
– Конечно, хочется, чтобы туры не дорожали. Но будем реалистами: цены в белорусских рублях растут, а стоимость туров зависит от валютных курсов. Тем не менее мы можем предложить потребителям продукты на любой вкус и кошелек, а также проводим акции, позволяющие сэкономить 8–11%.
– Недавно один из ваших коллег предлагал всем турфирмам отказаться от скидок клиентам. Как вы к этому относитесь?
– У каждой туристической компании есть собственная стратегия продвижения и система формирования лояльности потребителей к бренду, продуктам. Поэтому, на мой взгляд, невозможно сегодня отказаться от скидок постоянным клиентам, от стимулирования продаж. Право на это должно оставаться. Разумеется, при этом – и добросовестность туроператоров, оценка реальных финансовых возможностей.
– Могло бы способствовать развитию туризма создание белорусской компании-лоукостера?
– Отток туристов во многом связан с наличием дешевых авиабилетов, в т.ч. в Вильнюсе и Каунасе. Многие путешествия стали бы доступнее, если бы появился белорусский лоукостер. К сожалению, пока все остается на уровне разговоров.
– Как изменится рынок внутреннего туризма в этом году?
– Сегодня объем продаж внутренних туров уже вырос на 30%. Я очень рада, что в нашей стране открываются новые экскурсионные маршруты и объекты показа, например, комплексы Наносы-Новоселье, Красный Бор. Появляются новые усадьбы. Ведь целое лето не проведешь «на море» за границей. А в Беларуси много рек, озер, лесов, где также можно отдыхать с семьей и друзьями, организовать сплавы, велосипедные и пешие походы. Надо просто знать красивые места и обратиться к профессионалам.
– Что нужно для повышения популярности внутреннего туризма?
– Прежде всего, самим субъектам экскурсионного показа, средствам размещения надо популяризировать свои объекты среди граждан, улучшать сервис, расширять предложение, быть гибкими и мобильными в ценообразовании. Наконец, формировать моду на внутренний туризм.
– А как чувствуют себя в нынешних экономических условиях туркомпании?
– Сейчас особенно остро ощущается роль главного критерия потребительских предпочтений – соотношение цены и качества. Поэтому в настоящее время мы работаем над качеством сервиса, стали более технологичными, расширяем линейку сервисов и продуктов. Например, сегодня у нас уже можно заказать тур и получить выездные документы, не выходя из дома. Мы стараемся помочь клиенту с выбором отдыха, ориентируясь на его бюджет.
Кроме того, предлагаем рассрочку платежа, предоставляем возможность страхования от невыезда, с тем, чтобы максимально уберечь их от непредвиденных рисков. Также фиксируем оплату в договоре оказания туристических услуг, как в белорусских рублях, так и в эквиваленте валюты тура на момент его оплаты, что позволяет гарантировать клиенту неповышение стоимости тура в течение рассрочки платежа на этапе раннего бронирования. Меня радует, что наши клиенты благодарны таким подходам при реализации услуг и стремятся не упускать предоставленных возможностей. Как сказал один китайский философ: «Небо помогает тем, кто сам себе помогает».
– Нужна ли туристической отрасли помощь государства? В каком виде?
– Сегодня как никогда туризм нуждается в государственной помощи. Около 85% туроператоров и турагентов – частные компании, 70% гостиничного сектора – государственные. Но и те и другие должны быть партнерами. Необходимо как можно быстрее выработать национальную стратегию развития туристической индустрии с учетом интересов всех ее участников. Например, следует определить вопросы взаимодействия с интернет-системами, выработать подходы решения проблем при наступлении форс-мажорных обстоятельств в ходе организации тура, возникшие не по вине туроператора, в т.ч. в случае природных и транспортных катастроф. В таких ситуациях белорусский туроператор сейчас остается один на один с попавшими в беду клиентами. Если мы как налогоплательщики добросовестно выполняем свои обязательства, то государство должно найти форму оказания помощи в подобных случаях.
Чтобы отечественные туроператоры могли полноценно заниматься организацией въездного туризма, нужно законодательно обеспечить их системообразующую роль в этом процессе. Речь идет о создании условий для получения конкурентных цен в отечественных гостиницах, музеях, мемориалах, экскурсионных бюро по сравнению с иностранцами – как турфирмами, так и индивидуальными клиентами. Следует определить приоритетные формы спортивного, медицинского, событийного, делового (в т.ч. MICE – meetings, incentives, conferences, events) туризма. Необходимо упростить процедуру получения иностранными гражданами виз, а в некоторых случаях – вовсе отменить. Запланировать в госбюджете средства для продвижения турпродуктов и проведения ознакомительных промо-туров в Беларусь для партнеров из приоритетных регионов мира. Все вместе это сложилось бы в национальную стратегию продвижения дестинации Беларуси на разных рынках.
– В России набирает силу тенденция укрупнения компаний. Актуально ли это для Беларуси?
– Нам, прежде всего, нужна консолидация усилий профессионалов. Также важно использовать концепцию «портфель брендов» в развитии туризма. Совместные туроператорские проекты формируют лояльность потребителя к турпродуктам, к туроператорам и гарантируют им высокое качество услуг и безопасность.
Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА