Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Юридическим лицам
18.12.2015 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трансформация трансфертного ценообразования©

В числе наиболее важных изменений налогового законодательства на 2016 г. – усиление борьбы с занижением прибыли и выводом капитала за рубеж. Для этого планируется существенно ужесточить контроль за трансфертным ценообразованием.

Трансфертное ценообразование широко используется бизнесом как во всем мире, так и в Беларуси для переноса своей прибыли в юрисдикции или на другие компании с меньшим налоговым бременем. В настоящее время во многих странах власти внедряют меры по ограничению подобных схем. По этому пути идут и белорусские законодатели.

Серьезные коррективы будут внесены в ст. 30-1 Налогового кодекса, регламентирующую порядок определения цен для целей налогообложения и контроля их за отклонением от рыночных, сообщила на конференции 11 декабря, организованной МНС, начальник управления международного налогового сотрудничества МНС Алла Сундукова. Уровень допустимого отклонения цены сделки от рыночной по-прежнему составит 20%, но критерии суммы сделки, признаваемой контролируемой, существенно меняются. Будут контролироваться цены по сделкам с недвижимостью не только при реализации, но и при приобретении, причем независимо от суммы сделки, а также в случае использования жилищных облигаций и долевого строительства (в последнем случае – после регистрации объекта).

С момента введения в НК нормы о контроле за трансфертными ценами по внешнеэкономическим сделкам в 2012 г. стоимостной критерий менялся дважды. Изначально он составлял 20 млрд. Br, в 2013 г. был увеличен до 60 млрд. Br, с 1 января т.г. снизился до 1 млрд. Br в течение одного календарного года с одним лицом. Теперь планируется контролировать внешнеторговые сделки, сумма которых в течение одного налогового периода с одним лицом превышает 200 млн. Br (без учета косвенных налогов), что по нынешнему курсу составляет 769 тыс. RUB, или около 11 тыс. USD, т.е. совсем немного: с взаимозависимым лицом или резидентом оффшорных зон (перечень которых установлен Указом от 25.05.2006 № 353); со взаимозависимым лицом или резидентом оффшорной зоны, совершенные при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо не является взаимозависимым, не выполняет в данной сделке никаких дополнительных функций и не участвует в этой сделке никакими активами. Напомним, определение взаимозависимых лиц дано в ст. 20 НК.

Операции крупных налогоплательщиков с 2016 г. будут контролироваться, если в течение налогового периода сумма их сделок с одним лицом превысит 10 млрд. Br (без учета косвенных налогов): по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) по перечню, который предстоит определить Совмину. Такое внимание к данной категории плательщиков не случайно, как отметила А.Сундукова: они формируют 40% доходов бюджета страны, и его наполнение во многом зависит от цен сделок с их участием.

Кроме того, в следующем году будут контролироваться сделки, совершенные на территории республики, сумма которых в течение одного налогового периода с одним лицом превысит 200 млн. Br (без учета косвенных налогов), совершенные со взаимозависимым лицом – налоговым резидентом РБ (в т.ч. через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц)), освобожденным от налога на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка. Здесь речь идет об операциях с лицами, отнесенными к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяющими особые режимы налогообложения, и (или) осуществляющими деятельность на определенных законодательством территориях. Таким образом, сделки с участием резидентов СЭЗ и ПВТ, компаний и ИП, использующих упрощенную систему налогообложения, плательщиков единого налога для производителей сельхозпродукции, организаций, пользующихся льготами, предусмотренными Декретом от 7.05.2015 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», окажутся в сфере повышенного внимания налоговых органов.

Не секрет, что сделки с такими контрагентами часто используются для минимизации налогов: компании с обычным режимом налогообложения продают им товары по заниженным ценам или покупают по завышенным, что позволяет манипулировать налогооблагаемой прибылью. Однако она подлежит корректировке в соответствии с нормами ст. 30-1 НК в случае отклонения цены от рыночной, действующей на дату реализации (приобретения), более чем на 20%. При определении рыночных цен учитывается информация о заключенных на момент реализации (приобретения) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых экономических условиях. Сопоставимая сделка признается совершенной в сопоставимых с анализируемой сделкой экономических условиях, если она совершена в схожих коммерческих и (или) финансовых условиях.

КОНТРОЛЬ за трансфертным ценообразованием будет производиться в основном путем использования камеральных проверок. С учетом информации, которой располагает по анализируемой и сопоставимым сделкам налоговый орган, и пояснений, полученных от плательщика, в случае выявления отклонений от рыночных цен плательщику будет направлено уведомление о самостоятельной корректировке налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, возможно проведение и иных проверок. При этом выездные налоговые проверки будут проводиться не по итогам года, а поквартально.

ПЛАТЕЛЬЩИКАМ придется уведомлять обо всех совершенных ими в налоговом периоде сделках путем представления в налоговый орган сведений в электронном счете-фактуре и направлять его с использованием портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом МНС. Сведения должны вноситься в счет-фактуру независимо от суммы сделок и наличия на дату его заполнения сведений об отклонении примененных им цен от рыночных. Поскольку электронные счета-фактуры начнут применяться только с 1 июля 2016 г., то и отчитываться для целей контроля транфертных цен нужно будет с этой даты. Причем если у налогового органа возникнут обоснованные сомнения по поводу уровня цен, у субъекта хозяйствования запросят экономическое обоснование применяемой цены, в т.ч. по крупным сделкам, соответствующим критериям, определенным в п. 1 ст. 30-1 НК. При этом А.Сундукова подчеркнула, что экономическое обоснование примененной цены составляется плательщиком только при получении уведомления (требования) налогового органа.

НАРЯДУ с ныне существующими методами контроля трансфертного ценообразования (сопоставимых рыночных цен, цены последующей реализации, затратного метода и метода сопоставимой рентабельности) в новом году появится еще один – метод распределения прибыли. Он будет использоваться в случае невозможности применить предыдущие методы. В этом случае придется определить и наделить каждого участника анализируемой сделки частью от общей прибыли, полученной от данной сделки, которую бы он получил при осуществлении сделок на рыночной основе с невзаимозависимыми лицами.

В качестве источников информации для этого будут использоваться сайты организаций, реализующих идентичные (однородные) товары, среднестатистические данные по стоимости товаров и показатели рентабельности, опубликованные на сайте Белстата, итоги торгов Белорусской универсальной товарной биржи по видам товаров, информация о сделках с недвижимостью из Единого госрегистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сведения, опубликованные в общедоступных изданиях и информационных системах: Бюллетень Таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь ГТК (среднестатистические данные по стоимости товаров); ежемесячный обзор биржевого товарного рынка БУТБ (аналитическая информация о биржевых торгах), сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с белорусским или иностранными законодательствами об оценочной деятельности, калькуляции и иные источники информации, предусмотренные п. 4 ст. 30-1 НК.

Таким образом, в Беларуси все шире внедряются механизмы, активно применяемые в мире и основанные на рекомендациях, содержащихся в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для многонациональных компаний и налоговых служб. Это может существенно усложнить работу некоторых отечественных предприятий, особенно входящих в состав международных групп компаний.

Как правило, в таких структурах применяются внутригрупповые специальные цены, которые могут существенно отличаться от среднерыночных. Кроме того, могут возникнуть трудности не только у тех, кто с целью минимизации налогоблагаемой базы реализует имущество по заниженным или завышенным ценам, но и у любой организации, которой придется собирать сведения, чтобы доказать проверяющим, что они не прибегают к недозволенным приемам.

В целом можно предположить, что издержки налогоплательщиков, связанные с контролем над трансфертными ценами, значительно увеличатся.

Александра АРТЕМОВА

Тем временем

Мягче с ними надо

Минфин РФ предложил в 3 раза поднять порог контролируемых внутрироссийских сделок между взаимозависимыми лицами – с 1 млрд. RUB за год до 3 млрд. RUB.

Ранее в основных направлениях налоговой политики РФ на 2016–2018 гг. отмечалась необходимость повышения этого порога до 2–3 млрд. RUB, чтобы снизить издержки налогоплательщиков, связанные с контролем за трансфертным ценообразованием.

Теперь, помимо суммового порога, предлагается несколько смягчить другие условия для признания сделок контролируемыми. В т.ч. не признавать контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика. К таковым предлагается относить подразделения с долей налоговой базы по налогу на прибыль менее 5% по каждому субъекту РФ.

Кроме того, Минфин РФ предлагает продлить до 31 декабря 2018 г. норму, согласно которой налогоплательщики могут воспользоваться правом по контролируемым внутрироссийским сделкам, в результате которых возникают рублевые долговые обязательства, признать доходом или расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка находится в интервале предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленным Налоговым кодексом: от 0 до 180% ключевой ставки Банка России (данная норма действует до 31.12.2015 г.). Это должно нивелировать эффект от продления моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков до 1 января 2019 г., установленного российским законодательством.

Также из перечня контролируемых предлагается исключить внутрироссийские сделки по представлению беспроцентных займов и сделки по безвозмездной выдаче поручительства.

Помимо этого, предлагается позволить не представлять документацию по сделкам, если сумма доходов по ним составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за год сделкам (группам сделок) между сторонами, но не превышает 60 млн. RUB для внутрироссийских сделок и 10 млн. RUB для других сделок.

В отношении трансграничных сделок предлагается сократить сферу применения контроля за ценами, установив критерий в размере 60 млн. RUB для признания трансграничных сделок контролируемыми как по сделкам между взаимозависимыми лицами (сейчас нулевой порог), так и по сделкам, приравненным к ним (сейчас 60 млн. RUB).

Одновременно Минфин РФ предлагает уточнить условия для признания контролируемыми внешнеторговых сделок товарами, составляющими основные статьи российского экспорта. В настоящее время налоговый контроль осуществляется по таким сделкам только в том случае, если их предметом признаются товарами мировой биржевой торговли. Однако к таковым не относятся черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений