Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
21.10.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Торговлю ждут новые правила

Министерство антимонопольного регулирования и торговли предлагает обсудить проект изменений в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила).

Используемые

термины

В проекте, размещенном на сайте министерства, уточняется используемая в Правилах терминология. Так, под киоском предлагается понимать нестационарный розничный торговый объект, который в т.ч. может быть расположен в капитальном строении (здании, сооружении). Сейчас в определении киоска говорится, что он не может являться капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью. Аналогичное уточнение планируется внести в определение павильона.

Существенно изменяется термин «палатка», под которой будет пониматься передвижное средство разносной торговли, представляющее оснащенную торговым оборудованием каркасно-тентовую конструкцию, имеющую вход для покупателей и не имеющую помещений для хранения товаров, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест, на площади которой размещен товарный запас, как правило, на один день торговли. Сейчас объем товарного запаса в палатке не оговаривается.

Понятие «потребительская тара» планируется заменить потребительской упаковкой – упаковкой, предназначенной для продажи или первичной упаковки товаров (пищевой продукции), реализуемых конечному покупателю.

Вводится понятие «услуга, связанная с продажей товаров». Таковой будет считаться услуга, оказываемая продавцом покупателю по приобретению и дальнейшему использованию приобретенных товаров (упаковка, раскрой тканей, колеровка лакокрасочных материалов, врезка петель и замков дверей, дизайнерские услуги, доставка товаров, праздничная упаковка покупки, мелкая переделка швейных изделий, нарезка стекла, раскрой древесно-волокнистых плит, установка элементов питания, разогревание кондитерской и кулинарной продукции, продажа в розлив напитков и др.).

Режим работы

Поскольку продажа товаров через интернет-магазины признается одним из видов продажи без (вне) торговых объектов, то на нее распространяются все нормы Правил, включая необходимость соблюдения режима работы, согласованного с исполкомами в установленном порядке.

В случае прекращения работы розничного торгового объекта, объекта общепита, необходимости временного продления (сокращения времени) или приостановления их работы, в т.ч. для ремонта, реконструкции, переоборудования,а ​ также деятельности продавцов, осуществляющих торговлю без (вне) торговых объектов, в т.ч. через интернет-магазины, продавцы не позднее чем за 2 календарных дня до такого изменения должны будут известить о нем исполком. В настоящее время оповещать требуется только в случаях временного продления или приостановления работы, причем не позднее чем за 5 дней.

Как и сейчас, информацию о прекращении, временном продлении (сокращении времени) или приостановлении работы нужно будет доводить до сведения покупателей путем размещения объявления об этом с указанием нового режима работы, а при приостановлении – также с указанием сроков начала и окончания приостановления работы.

Обслуживание покупателей

Как и сейчас, в проекте запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал магазина в связи с приближением времени окончания работы продавца. Правда, теперь можно сообщить, что обслуживание прекращается в соответствии с режимом работы, а в будущем позволяется лишь за 10 минут до окончания времени работы предупредить, что время работы заканчивается. При этом все покупатели, находящиеся в магазине в момент окончания его работы, должны быть обслужены и рассчитаны.

Документы

В перечень документов, которые должен иметь продавец, добавлен ассортиментный перечень товаров и (или) продукции общественного питания (если наличие таких перечней предусмотрено законодательством). Наличие товаров в соответствии с ассортиментным перечнем обеспечивается только при выполнении субъектами торговли и поставщиками товаров договорных обязательств по поставке товаров. Учитывая, что соблюдение ассортиментных перечней обязательно, получается замкнутый круг: наказание за его несоблюдение становится стимулом для выполнения обязательств по договорам.

Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя в месте ее нахождения.

Вывеска

Уточнения предусмотрены в проекте и по вопросу информирования покупателей. В частности, установлено, что вывеска и (или) информационная табличка с информацией о продавце должна располагаться:

– на всех входных дверях розничного торгового объекта, объекта общепита, предназначенных для входа покупателей, и (или) фасаде капитального строения (здания, сооружения), конструкции – при наличии входных дверей, предназначенных для покупателей;

– на фасаде постройки, конструкции, на приспособлении, прилавке или оборудовании для продажи товаров и транспортном средстве, оборудованном для торговли – для объектов, не имеющих входных дверей;

– на специальных приспособлениях, расположенных у входа в торговый зал магазина, павильона, не имеющих входных дверей, предназначенных для входа покупателей, и размещенных внутри капитального строения (здания, сооружения), в торговом центре, либо на фасаде таких объектов.

Перечень информации, размещаемой на вывеске или табличке, не меняется.

Вся информация, предусмотренная Правилами для доведения продавцом до сведения покупателя иным (отличным от размещения на вывеске) доступным способом, принятым в торговле, общепите (номер лицензии и т.д.), распространяется и на случаи осуществления торговли на ярмарках, рынках, без (вне) торгового объекта, в т.ч. через интернет-магазины.

Продажа товаров

Образцы товаров, находящиеся в витрине, должны будут продаваться не по требованию покупателя, как сейчас, а по усмотрению продавца после проверки их качества.

В очередной раз ужесточаются требования к продаже табачных изделий. В частности, информация о таких изделиях, имеющихся в продаже в розничных торговых объектах и объектах общественного питания, должна быть размещена (в настоящее время это не обязательно) в виде перечня, включающего наименования табачных изделий, расположенные в алфавитном порядке (сначала русскоязычные, затем англоязычные), с указанием их цены и страны изготовления. Ранее такой перечень составлялся в произвольном порядке с указанием только наименования и цены. Сами табачные изделия необходимо размещать в закрытом непрозрачном оборудовании, а демонстрировать их разрешено только по требованию покупателей.

В месте продажи табачных изделий допускается размещение информационных табличек об их продаже и информации о порядке отпуска покупателям без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

В перечень информации о товарах и их производителях, которую продавец обязан своевременно довести до сведения покупателя, включены время изготовления пищевых продуктов, продукции общепита, срок годности которых составляет не более 24 часов, а также сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям техрегламентов Таможенного союза и ЕАЭС.

Еще одно нововведение проекта: при указании цены на продовольственные товары, масса или мера которых составляет менее (более) 1 килограмма или 1 литра, продавец вправе указывать на ценниках, в иных источниках информации о цене товаров цену за 1  килограмм или 1 литр, что, конечно, очень удобно для покупателей, которые выбирают товары подешевле.

При самообслуживании покупатели лишатся возможности использовать (потреблять, повреждать) неоплаченные товары, а также нарушать целостность их упаковки. В свою очередь, продавцы не вправе препятствовать входу покупателей в торговый зал с их вещами, а также требовать от них производить отбор товаров в корзины или тележки для покупок и другие подобные средства.

Товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку платы. Вид такой потребительской упаковки определяется продавцом и должен обеспечивать сохранение качества и потребительских свойств приобретаемого товара.

Продавец вправе предложить покупателю платную потребительскую упаковку, использование которой допускается ТНПА, с указанием цены за потребительскую упаковку, но не может требовать, чтобы покупатель ее приобретал. Более того, при наличии в продаже предварительно расфасованных в платную потребительскую упаковку товаров продавец обязан иметь в наличии такие же товары без упаковки и по требованию покупателя передать их в упакованном виде без взимания за упаковку платы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений