Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Мнения
27.10.2015 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Точка зрения. НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ:©

Проект ПРООН «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов» вызывает немало споров в предпринимательской и профессиональной среде. Ответить на вопросы, беспокоящие наших читателей, мы попросили руководителя проекта Таисию ЕЛЕЦКИХ.

что могут и зачем нужны

Проект ПРООН «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов» вызывает немало споров в предпринимательской и профессиональной среде. Ответить на вопросы, беспокоящие наших читателей, мы попросили руководителя проекта Таисию ЕЛЕЦКИХ.

— Таисия Владимировна, какие услуги будут оказывать налоговые консультанты?

— Спектр этих услуг достаточно широк: от разъяснения налогового законодательства, планирования налогов в текущей и инвестиционной деятельности до комплексного обслуживания, включая ведение налогового учета (для малого бизнеса — и бухучета), подготовки налоговых деклараций, представительства в судах, налоговых органах по вопросам, связанным с налогообложением. Это международный стандарт налогового обслуживания юридических и физических лиц, а также вид предпринимательской деятельности в большинстве стран мира.

— Кто станет основными пользователями этих услуг?

— В будущем при необходимости к услугам сертифицированных налоговых консультантов могут обратиться все желающие физические лица, субъекты малого бизнеса, крупные и средние предприятия.

— Как вы оцениваете предполагаемый рынок услуг по налоговому консультированию — по количеству лиц, оказывающих эти услуги, пользователей и в стоимостном выражении?

— У нас не бизнес-проект, где необходимы маркетинговые исследования, оценка доли рынка и цен. Это некоммерческий проект по созданию институциональной среды для деятельности налоговых консультантов. Например, в Чехии, чтобы мотивировать бизнес к сотрудничеству с налоговым консультантом, отодвигается на 3 месяца срок подачи декларации. Мы проводили предпроектные исследования для выявления потребности бизнеса в подобных услугах. По международным оценкам на тысячу жителей или 100 предприятий должен приходиться один налоговый консультант.

— На большинстве белорусских предприятий исчислением налогов и составлением деклараций занимаются бухгалтеры. Что изменит для них появление налоговых консультантов?

— Ничего. Речь идет о регулировании предпринимательской деятельности — внешних консультационных услугах по налогообложению. В рамках проекта создается дополнительная возможность для бизнеса в налоговом обслуживании. Каждое предприятие решает, отдавать ли эту часть на аутсорсинг налоговому консультанту или организации, в штате которой есть такой специалист.

— На Западе этот институт сложился давно. Но, к примеру, в РФ Палата налоговых консультантов создана еще в 2002 г., а дискуссии по проекту профильного закона идут до сих пор. Насколько велика в РБ потребность в налоговых консультантах?

— В России вначале была создана Палата налоговых консультантов, а сейчас обсуждается проект закона. На мой взгляд, надо было бы начинать с законодательного акта, в котором Палата была бы обязательным элементом институциональной среды с возложением на нее функций саморегулирования. Я разделяю мнение экспертов, которые считают необходимым регулировать данный рынок. Налоговый консультант в Европе и в других странах — престижная профессия, за которой стоят высокие компетенции, практический опыт, сертификация и ответственность. Ни у кого не хватит смелости там назвать себя налоговым консультантом, не имея полномочий.

Потребность у бизнеса в РБ в сертифицированных налоговых консультантах, отвечающих за свои услуги, есть, и предприниматели приветствуют данный институт. Некоторое противостояние имеется со стороны аудиторов. Но большинство понимает, что, создавая условия для эффективной работы налоговых консультантов, появляются новые возможности для реализации профессиональных компетенций. При подготовке проекта указа мы изучали опыт многих стран и попытались разработать наиболее эффективный механизм, отвечающий интересам налогоплательщиков и государства.

— Основным аргументом в пользу введения института налоговых консультантов называется недостаток квалифицированной помощи бизнесу по вопросам налогообложения. Но эта ниша никогда не пустовала, и за 23 года сформировались спрос и предложение со стороны аудиторских, юридических и бухгалтерских фирм. Или этого недостаточно?

— Достаточно или нет, решает клиент, которому будет предложен новый пакет услуг с гарантией качества. В международной практике мирно уживаются и бухгалтеры, и налоговые консультанты, и аудиторы. Это смежные, но разные профессии, требующие соответствующих уровней подготовки и компетенций. При налоговом консультировании у аудиторов не исключен конфликт интересов. Ведь если они исходя из специфики своей деятельности обязаны действовать в общественных интересах, то налоговый консультант — по поручению и в интересах клиента.

— Чтобы говорить о низкой компетентности белорусских аудиторов и юристов в сфере налогообложения, нужны веские основания. Можно ли назвать примеры, подтверждающие этот тезис?

— Речь идет не о низкой компетентности, а о конфликте интересов, который заложен в сути деятельности аудитора и налогового консультанта. Бухгалтерские компании, предлагающие налоговый аутсорсинг, сотрудники инспекций МНС, администрирующие налоги малого бизнеса, также высказывают заинтересованность в наведении порядка на этом рынке. Сегодня он открыт для всех. А потому малый бизнес не застрахован от некачественных услуг: нанял бухгалтера, деньги заплатил, а пришла налоговая проверка — можно оказаться банкротом. Приводить примеры, на мой взгляд, некорректно. Но это достаточно массовое явление, особенно среди малого бизнеса.

— Сможет ли появление налоговых консультантов стать стимулом для более активного развития бухгалтерского аутсорсинга?

— Обязательно. Кроме того, в проекте мы будем тестировать данную модель на ряде предприятий различных форм собственности и проведем анализ ее преимуществ и недостатков.

— В объявлении о наборе первой группы налоговых консультантов говорится, что к обучению приглашаются «специалисты в области налогообложения, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также опыт практической деятельности по специальности не менее 3 лет». Надо полагать, среди них окажется немало аудиторов. Каким образом трехнедельные курсы радикально повысят их квалификацию в сфере налогообложения?

— На конкурс в первую пилотную группу налоговых консультантов подано 184 заявки, хотя планировалось обучить 15 человек. Но учитывая спрос, пришлось увеличить группу до 30-ти. Среди соискателей большая часть — аудиторы. Мы не ставим задачу радикально повысить их квалификацию за 3 недели. Этот срок определен возможностями проекта. При отборе мы будем отдавать предпочтение наиболее квалифицированным специалистам, имеющим опыт работы налоговым инспектором, главным бухгалтером, аудитором. Часть соискателей таким опытом обладает. Задача преподавателей — подготовить их к сдаче квалификационного экзамена. Но уже сегодня ряд учебных учреждений намеревается готовить налоговых консультантов.

— В Программе квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина от 21.03.2012 № 75, тоже большое место уделяется налогообложению — наряду с вопросами бухучета, анализа хозяйственной деятельности, правового регулирования имущественных и трудовых отношений, рынка ценных бумаг и ценообразования. Чем отличается от нее программа подготовки налоговых консультантов?

— Программа налоговых консультантов будет содержать, прежде всего, темы, соответствующие их деятельности. Они могут не совпадать с аудиторской программой. Зато среди них будут вопросы, связанные с налоговым планированием, инвестиционным анализом и т.п. Для аудиторов не составит большого труда сдать экзамен при желании получить еще аттестат налогового консультанта. Отличие имеются в организации квалификационного экзамена. Он будет состоять из двух письменных работ, включающих решение и обоснование практических ситуаций, и устного опроса. В мировой практике есть облегченная сдача квалификационного экзамена для аудиторов, например, вместо трех письменных экзаменов два (в Германии) или зачет некоторых тем по договоренности между общественными организациями налоговых консультантов и аудиторов. Но это не регулируется законодательством.

— Смогут ли после принятия указа о налоговых консультантах лица, не имеющие этого статуса (в т.ч. юристы и аудиторы), давать консультации по налогам в рамках своей деятельности?

— Указ еще не принят, и комментировать его я не могу. Рассматривался длительный переходный период. Эти вопросы обсуждались на заседании рабочей группы. У нас нет цели забрать у юристов и адвокатов право давать разъяснения по налоговому праву или у аудиторов — рекомендации, разъяснения, заключения по правильности исчисления налогов во время проведения аудита. В Чехии, например, аудиторам разрешено давать разовые консультации по налоговому законодательству, но это не должно быть систематическим извлечением прибыли.

— Статья 16 Закона от 12.07.2013 № 56–З «Об аудиторской деятельности» позволяет аудиторским организациям и аудиторам — ИП, помимо собственно аудита, оказывать профессиональные услуги, в т.ч. консультационные. В п. 4 национальных правил аудиторской деятельности «Задания по компиляции финансовой информации», утв. постановлением Минфина от 30.06.2015 № 32, указано, что аудиторская организация может выполнять задание по компиляции финансовой информации, в т.ч. в целях составления налоговых деклараций. Понадобится ли в случае принятия указа для оказания таких услуг иметь в штате аттестованных налоговых консультантов?

— Давайте не путать аудит и налоговое консультирование в интересах клиента. Это разные виды деятельности с разными целями и задачами. Если в законодательстве это не урегулировано, может быть, это наша ошибка, а не норма? Едва ли зарубежный инвестор понимает, что услуги по налоговому консультированию у нас он может получить у аудитора. Кстати, именно запрос на создание института налоговых консультантов пришел от иностранных бизнесменов, которые хорошо представляют такую разницу.

— Смогут ли после принятия указа представлять интересы юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, связанные с налогами, адвокат, руководитель либо работник юрлица, не имеющие статус налоговых консультантов?

— Конечно, это их право. Но если клиент захочет, то и налоговый консультант может участвовать в судах, налоговых и правоохранительных органах по вопросам налогообложения в качестве представителя своего клиента или независимого эксперта. Это тоже мировая практика.

— Сегодня субъекты хозяйствования зачастую предпочитают обращаться за разъяснениями в инспекции МНС, полагая, что официальный ответ надежнее, чем мнение независимых специалистов. Ведь ст. 21 НК дает плательщикам право получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию, связанную с налогами, а ст. 82 НК обязывает налоговые органы ее предоставлять. Изменит ли здесь что-то появление налоговых консультантов? Или поток вопросов в МНС останется почти без изменений, только выяснять официальную позицию будут еще и налоговые консультанты, чтобы передать своим клиентам?

— Какой будет поток вопросов, покажет практика. На обязанности налоговиков и права плательщиков получить консультацию никто не посягает. Но, как показывает зарубежный опыт, усилия налоговиков сосредоточены в основном на сборе налогов и контроле, а не на разъяснениях. Кстати, в Чехии в районной инспекции плательщик может получить только устную консультацию. Перечень вопросов, с которыми субъект хозяйствования вправе обратиться письменно, законодательно ограничен и осуществляется на платной основе. Для получения письменного разъяснения по более широкому кругу вопросов плательщик, как правило, обращается к налоговому консультанту. Конечно, сегодня трудно представить подобную ситуацию у нас, но со временем можно надеяться на профессиональное взаимодействие налоговых служб и налоговых консультантов.

— Какую ответственность будут нести налоговые консультанты перед клиентами и как она может обеспечиваться?

— Наличие договора страхования риска гражданской ответственности — одно из требований для осуществления деятельности налоговых консультантов. При этом нужно будет иметь минимальную сумму покрытия, а по желанию клиента — еще большую. Есть возможность и ограничения ответственности.

— Будет ли это означать, что в случае ошибки ответственность за налоговые нарушения автоматически перекладывается на налоговых консультантов?

— Думаю, что вначале с государством придется рассчитываться налогоплательщику, а потом он будет выставлять претензии налоговому консультанту.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by