Тем временем
В России, как и в Беларуси, власти активно ищут дополнительные способы пополнить бюджет.
Например, обсуждались возможность повышения ставок НДС, имущественных налогов с организаций, а также налога на прибыль для крупных компаний и консолидированных групп налогоплательщиков, возврата к прогрессивной шкале подоходного налога, введения налогов «на роскошь» и «на тунеядцев». Это позволило бы, по оценкам Минфина, собрать в казну дополнительно 2,5 трлн. RUB. Однако пока до столь радикальных вариантов дело, по-видимому, не дойдет.
Из-за упорного сопротивления нефтяников не слишком резким будет и «налоговый маневр» налогом на добычу полезных ископаемых и экспортными пошлинами. «Отыграться» российские законодатели попытаются на акцизах, которые на некоторые группы товаров существенно вырастут. Прежде всего, речь идет о дизтопливе. Увеличатся и ставки акцизов на табачные и алкогольные изделия, особенно на вина: из импортного винограда – с 9 до 18 RUB, из российского – с 5 до 10 RUB. Соответственно вырастут и цены.
Также планируется ввести повышающий коэффициент к специальной ставке акцизов на табачные изделия, а затем повышать в ближайшие 3 года ставки акцизов ежегодно на 10%, что должно принести российской казне ежегодно 243 млрд. RUB. То есть за 2017–2019 годы ставки акцизов на табачные изделия повысятся на 30%. Кроме того, к ставке планируется ввести повышающий коэффициент 1,05 с 1 октября по 31 декабря т.г. Минфин РФ объясняет это необходимостью бороться с попытками табачных компаний минимизировать налоговую нагрузку путем сдвига значительной части объемов производства на IV квартал 2016 г. Это позволяет в начале следующего года, когда акцизы традиционно увеличиваются, сокращать выпуск и продавать сигареты с оптовых складов с прежними налогами. Введение повышающего коэффициента в сочетании с помесячным контролем объемов реализации разрушает эту схему.
Кроме того, в перспективе российские власти намерены ввести акцизы на электронные сигареты в размере 40 RUB и 15 RUB – на 1 миллилитр используемой в них никотиносодержащей жидкости.
Некоторые послабления ожидают российский малый бизнес. Предел выручки для единого налога на вмененный доход без уплаты НДС предлагается увеличить с нынешних 120 млн. RUB до 150 млн. Зато ставка этого налога может увеличиться на коэффициент-дефлятор в соответствии с прогнозным уровнем инфляции: за 2016 г. – 5,9%, 2017 г. – 4,8%, 2018 г. – 4,5%. В текущем году ставка не индексировалась из-за сложной ситуации в экономике, что позволило бизнесу сэкономить 14 млрд. RUB. Но в последующие годы бюджет свою недостачу компенсирует.
Заодно российские законодатели намерены ограничить возможность сокращения налоговой базы текущего года по убыткам прошлых лет (перенос убытков) до 30%. Другой плохой новостью для российских налогоплательщиков станет предложение увеличить на 2/3 пени для должников по налогам: с 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ (с 16 сентября равна 10% годовых) до 1/180 ставки. Таким образом, если сейчас россиянам один день просрочки по налоговому платежу обходится в 0,0333% суммы задолженности, то, если предложение Минфина будет принято, пеня вырастет до 0,0555% долга.
Власти в России считают основной задачей налоговой политики не увеличение ставок и введение новых налогов, а увеличение собираемости имеющихся. При этом россияне активно обсуждают белорусский опыт, в частности, с введением налога «на тунеядцев». Пока мнения разделились: ряд ведомств и депутатов – за, Минэкономразвития РФ – против. А у нас МНС уже разослало требование об уплате сбора на финансирование госрасходов более 10 тысячам неработающих граждан.