Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Контроль
09.08.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Строгость проверки и пересмотр ущерба

Департамент финансового мониторинга за 6 месяцев т.г. выявил в республике более 300 лжепредпринимательских структур. Тем не менее контролеры выступают за смягчение ответственности в сфере экономических преступлений. Об этом рассказал на брифинге заместитель председателя Комитета Государственного контроля – директор Департамента финансовых расследований Игорь МАРШАЛОВ.

В январе–июне т.г. сотрудниками ДФР было выявлено 926 преступлений, в т.ч. 354 – тяжких, пресечена деятельность 11 преступных групп. По результатам проведенной ДФР работы в бюджет поступило 989 млрд. Br (здесь и далее – до деноминации).

Одна из главных задач, которые приходится решать органам финансовых расследований – противодействие лжепредпринимательству. За полгода в республике пресечена деятельность 7 преступных групп, организовавших регистрацию и функционирование 308 лжеструктур, выявлено 230 преступлений, совершенных с их использованием. По ст. 234 УК «Лжепредпринимательство» выявлено 18 преступлений. Лжепредпринимательским структурам и их контрагентам предъявлено к уплате дополнительных платежей на общую сумму 961 млрд. Br, из которых в бюджет взыскано 753 млрд.

Такие меры помогли снижению криминальной обстановки в экономике страны. Многие субъекты хозяйствования отказались от сотрудничества с лжепредпринимательскими структурами. Одновременно наблюдается переход таких структур к более долгосрочным схемам деятельности, уменьшение числа фирм-однодневок и появление «серых» лжеструктур, обладающих всеми атрибутами легальной деятельности. Появились также принципиально новые схемы преступной деятельности, а старые «трансформировались» с учетом современных реалий.

По мнению руководителя ДФР, механизм противодействия лжепредпринимательству, созданный в Беларуси весьма эффективен. Во многом это обусловлено наличием норм Указа Президента от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации налогов», который предусматривает добровольное налогообложение юрлицами и ИП хозяйственных операций с лжепредпринимательской структурой по предписанию органов финансовых расследований. Основанием для вынесения такого предписания является заключение ДФР, составленное в отношении лжеструктуры и содержащее указание об отсутствии в оформленных с ее участием документах, имеющих юридическую силу. При этом такой структурой признается субъект, включенный в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и фактически не участвовавший в совершении хозяйственной операции.

Хотя с момента вступления в силу Указа № 14 прошло немногим более 3 месяцев, определенные результаты уже видны. Так, по состоянию на 1 августа т.г. ДФР вынесены заключения в отношении 25 лжепредпринимательских структур, по которым установлено 834 их контрагента – организации реального сектора экономики. По результатам проверок органами финрасследований вынесено 95 предписаний. Также проведено 86 проверок финансово-хозяйственной деятельности выявленных контрагентов, сведения в отношении 15 из них направлены в налоговые органы.

По итогам проведенных проверок установленными субъектами хозяйствования самостоятельно уплачено по предписаниям 335,5 млн. Br. Кроме того, органами финансовых расследований им было доначислено налогов на сумму 8,4 млрд. Br, налоговыми органами – 811,4 млн.

Все перечисленные выше меры, по мнению руководства ДФР, позволили «сохранить тенденцию сокращения присутствия лжеструктур в экономике страны». Однако возникла новая угроза – ухудшение криминальной обстановки в сфере расчетов по долгам. В I полугодии т.г. более чем вдвое по сравнению с январем–июнем 2015 г. возросло количество выявленных преступлений по фактам уклонения от погашения кредиторской задолженности, а также от исполнения судебных постановлений по экономическим делам, сообщил представитель ДФР. Несмотря на внедрение в Беларуси заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, не исчезли случаи незаконной предпринимательской деятельности. За 6 месяцев т.г. органами ДФР выявили 142 правонарушения в данной сфере, из которых 13 – с участием организованных групп. Также возросло и число выявленных преступлений, связанных с выманиванием кредитов. А вот криминальных банкротств в I полугодии т.г. выявлено всего 16, почти столько же, сколько годом ранее.

Сенсационно прозвучало на брифинге заявление И. Маршалова о планах увеличить минимальный размер ущерба, при котором производится привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. В настоящее время такой порог установлен в размере 1000 базовых величин (БВ), а «особо крупный» размер – 2500 БВ. Пока проект соответствующего закона находится в стадии разработки. Предполагается, что минимальный размер ущерба, который влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 243 УК, может быть удвоен.

Такой шаг способен повлечь существенную декриминализацию ответственности за нарушения в налоговой сфере, что будет способствовать некоторому снижению предпринимательских рисков в Беларуси.

Александр ГОРБАЧ

 

Тем временем

В России Федеральным законом от 3.07.2016 № 325-ФЗ приняты поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности в сфере предпринимательской деятельности.

В частности, в 1,5 раза увеличивается размер ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, размер ущерба, являющегося основанием для отнесения таких преступлений к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере, а также пороговая сумма неуплаченного налога, являющаяся основанием для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

С принятием закона № 325-ФЗ крупным размером для физических лиц признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 900 тыс. RUB, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате налогов, либо превышающая 2,7 млн. RUB, а особо крупным размером – 4,5 млн. (при превышении 20% причитающихся налогов за 3 года) и 13,5 млн. соответственно (ст. 199 УК РФ). Для организаций и налоговых агентов крупным размером в РФ признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 5 млн. RUB рублей, если доля недоплаты превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. RUB, а особо крупным размером – 15 млн. (если недоплачено более 50% причитающихся налогов), либо превышающая 45 млн. RUB (ст. 199 УК РФ).

Расширяется сфера действия ст. 761 УК РФ, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, а также снижается размер денежного возмещения, подлежащего перечислению в федеральный бюджет и являющегося основанием для освобождения от уголовной ответственности. Вносятся изменения в санкции статей УК РФ, предусматривающих ответственность за отдельные виды мошенничества.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений