Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Программы
14.06.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стратегический пример заразителен

Пока в Беларуси только собираются разрабатывать долгосрочную стратегию развития предпринимательства, в России ее уже приняли. Наверное, это и к лучшему: у наших разработчиков есть возможность сравнить свои идеи с тем, которые имеются в российском документе, оценить их достоинства и недостатки. Можно предложить более продвинутые меры, чтобы сделать отечественный бизнес конкурентоспособнее и эффективнее.

Российская стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года утверждена распоряжением правительства РФ от 2.06.2016 №1083-р. Заметим, что она разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Так что россиянам не приходится гадать, какой должна быть структура подобных документов, кто должен их разрабатывать, какие цели выдвигать, – процесс довольно четко регламентирован.

В России насчитывается около 5,6 млн. малых и средних предприятий, на которых работает свыше 18 млн. человек. На их долю приходится 1/5 ВВП страны, но только 5–6% основных средств, 6–7% инвестиций в основной капитал, 6% экспорта.

Согласно стратегии вклад МСП в экономику должен вырасти до 40%, оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза по сравнению с 2014 г., производительность – в 2 раза, доля обрабатывающей промышленности – до 20%. В стратегии декларируется, что она будет реализовываться на 5 принципах:

Системным интегратором реализации стратегии в РФ назначено АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Оно призвано решать задачи оказания финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам МСП, привлечения российских и иностранных инвестиций, сопровождения инвестпроектов и т.д.

Одна из мер поддержки – квоты на закупки. В России госкомпании с 1 июля 2015 г. должны 18% заказов делать в компаниях МСП. За полгода такие закупки у 35 госкомпаний составили 258,8 млрд. RUB. С 2018 г. квота вырастет до 25%. Исключение составляют закупки для обороны, атомной энергетики, недвижимости, финансовых услуг, энергоносителей, авиаперевозок, труб боль­шого диаметра, услуг естественных монополий. К введению подобных квот не первый год призывают национальные платформы бизнеса. Впрочем, в России данный механизм оказался весьма коррупционным. Помимо традиционных откатов, зачастую при госпредприятиях создаются аффилированные малые фирмы, через которые проводятся квотируемые закупки и выводятся активы. Для решения этой проблемы в РФ планируется создать реестры надежных поставщиков из числа субъектов МСП, а также сформировать систему совещательных органов, отвечающих за аудит эффективности таких закупок.

В стратегии обещается принять меры по снятию административных барьеров, помочь развитию семейного малого бизнеса, внедрению современных форм производства и торговли, стимулированию кооперации, экспорта и импортозамещения, развивать национальную гарантийную систему поддержки МСП при кредитовании, механизмы секьюритизации кредитов и субсидирования затрат, выработать эффективную налоговую политику. В частности, упоминается о продлении 3-летнего моратория на повышение налоговой нагрузки на МСБ и на проверки. Кроме того, для «обеспечения удобства ведения бизнеса и повышения собираемости налогов» переход к использованию программного обеспечения, позволяющего передавать данные из касс в электронной форме, обещается осуществить постепенно, не допуская роста издержек бизнеса. Для предпринимателей, переходящих на новую контрольно-кассовую технику, будут предусмотрены налоговые вычеты. Такие нормы понравились бы белорусским предприятиям, которые ранее уплатили за подключение к электронному декларированию НДС, а теперь несут немалые расходы в связи с внедрением электронных счетов-фактур и проведением деноминации.

Еще одна соблазнительная идея российской стратегии: для самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении приносящей доход деятельности с освобождением их на 3 года от уплаты налогов и сборов, а также от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Способна ли подобная стратегия решить проблемы МСП и вывести его на качественно новый уровень? Да, уверяют чиновники и деловые союзы, хотя их представления о содержании этого документа очень разные. На самом деле у бизнеса есть 3 основные проблемы: слабая защита прав собственности, недоступность финансовых ресурсов и непредсказуемость налоговой системы. Но стратегия – не тот документ, в котором можно закрепить такие институты, как независимость суда, ограничение произвола бюрократии, денежно-кредитная и налоговая политика, непредвзятость контролеров и приоритет интересов бизнеса в нормотворчестве. Поэтому декларируемые в стратегии принципы и меры, сколь бы хорошими они ни казались, чаще всего не достигают цели. Они не делают кредиты доступнее для большей части МСБ, не заставляют принимать все нормативные акты своевременно, гласно и с учетом мнения бизнеса, не избавляют от недобросовестной конкуренции госпредприятий, коррупции и произвола чиновников, не гарантируют от вмешательства в процессы управления и ценообразования частных компаний. Неудивительно, что предприниматели скептически относятся ко всем программным документам. Так, в кулуарах XXIV съезда БСПН им. М.С. Кунявского бизнесмены судачили, что луч­шая помощь, которую могло бы им оказать государство, – это не мешать. А если избежать госопеки нельзя, то частники больше уповают на личные и локальные договоренности с чиновниками, чем на системное устранение барьеров и решение своих проблем.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений