Страховка на здоровье: добровольная и корпоративная
Население рассматривает введение страховой медицины как одну из основных мер реформирования здравоохранения, показало исследование Белорусского института стратегических исследований (BISS). О действующем механизме добровольного медицинского страхования (ДМС) рассказала «ЭГ» руководитель экспертной группы в рамках проекта «Рефорум» по разработке предложений развития добровольного медицинского страхования работников в РБ, научный директор Института приватизации и менеджмента, кандидат экономических наук Ирина ТОЧИЦКАЯ.
– Ирина Эдуардовна, востребовано ли сейчас в нашей стране добровольное медицинское страхование?
– Очень слабо. Исследование рынка показало, что ДМС в Беларуси практически не развито, и его вклад в общее финансирование здравоохранения, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет 0,3%.
Впрочем, в большинстве стран Европы и СНГ, где традиционно высок охват населения системой государственного здравоохранения, расходы на частное медстрахование в общих расходах на здравоохранение находятся на очень низком уровне. Они составляют в среднем 1–2% в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, кроме Грузии (9%) и Словении (14%), и 2–3% в странах Западной Европы. Исключение здесь – Германия (9%) и Франция (13%).
– Тем не менее вы полагаете, что роль ДМС может возрасти?
– Во-первых, Министерство здравоохранения неоднократно заявляло о заинтересованности в развитии ДМС в дополнение к государственной системе медицинского обслуживания. Во-вторых, есть несколько экономических предпосылок в пользу ДМС. Например, расходы бюджета на здравоохранение в относительном выражении не увеличиваются, хотя нагрузка на систему усиливается в т.ч. из-за демографических факторов. В 2010–2015 гг. расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составили 3,8–4% ВВП. Это ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы (Чехия – 6%, Болгария – 4,5%, Венгрия – 5,1%, Литва – 4,2%, Польша – 4,6%, Словакия – 5,8%). К тому же у нас сложился относительно высокий удельный вес оплаты наличными в общих расходах на здравоохранение (по данным ВОЗ – 27%), а в частных расходах на эти цели – 92%. Это значительная нагрузка на бюджеты домашних хозяйств. В регионе ЦВЕ и СНГ доля наличных платежей в расходах на здравоохранение составляет 35–37%, а в странах Западной Европы – 15%. Все это в совокупности должно стимулировать развитие индивидуального и коллективного медицинского страхования.
– Зависит ли спрос на ДМС от платежеспособности населения?
– Нет. Этот фактор не определяющий, если госсистема здравоохранения является всеобщей, а ДМС развивается в дополнении к ней или параллельно, как это происходит у нас.
Кстати, исследования ВОЗ также показывают, что развитие ДМС слабо связано с уровнем доходов населения. Даже в странах Западной Европы с высоким уровнем подушевого дохода (Швеция, Дания, Финляндия, Австрия, Италия и т.д.) население предпочитает оплачивать наличными медуслуги, которые оно заказывает помимо предоставляемых госсистемой здравоохранения.
Таким образом, при наличии всеобщей системы государственного здравоохранения даже те, кто без проблем может позволить себе участие в ДМС, предпочитают самостоятельно оплатить нужную им услугу (например, дополнительное обследование или комфортную палату). Причем этот эффект можно наблюдать в отдельных странах даже в отношении тех услуг, которые исключены из государственного здравоохранения или не охвачены им. Как показывает международный опыт, предпочтительной для себя формой участия в ДМС население считает коллективное страхование через работодателей, профсоюзы, территориальные сообщества и т.д.
– Мы тоже ориентированы на коллективное страхование?
– Сегодня 58% населения считает, что реформа системы здравоохранения нужна срочно, в течение ближайших 1–2 лет. При этом почти половина из них полагает, что одной из мер должно стать введение страховой медицины, когда предприятия оплачивают страховку своим сотрудникам, а государство обеспечивает базовый пакет медицинских услуг.
В то же время население не готово платить за медицинскую страховку самостоятельно, и только 13,6% опрошенных поддержали эту идею.
Большинство наемных работников полагает, что программа медицинских услуг/страховки от предприятия очень важна и является значимым фактором при выборе работодателя. Впрочем, в других странах коллективное страхование также считается предпочтительной формой участия в ДМС.
– Готовы ли организации оплачивать медицинские страховки?
– Здесь есть определенные сложности. Только 25% организаций с численностью работников свыше 15 человек в настоящее время пользуются программами ДМС. При этом 5% предприятий, пользовавшихся программой раньше, отказались от нее в связи с ухудшением экономического положения. На экономические причины сослались также и те предприятия, которые никогда не предоставляли работникам ДМС. Они указывают, что у них «недостаточно средств для дополнительных инструментов мотивации сотрудников».
– Что, кроме экономических причин, сдерживает расширение практики коллективного страхования? Может, у потребителей есть претензии к качеству медицинских услуг?
– Среди предприятий, вовлеченных в ДМС, уровень удовлетворенности услугами страховых компаний достаточно высок: 40,6% – довольны полностью, 43,8% – скорее удовлетворены.
Причины недовольства программами ДМС – недостаточно широкий перечень оказываемых услуг, отсутствие единой медицинской карты (24,3%), претензии к списку учреждений, оказывающих услуги (23,3%).
Приоритетными медицинскими услугами по программам ДМС для заказчиков являются возможность сдать анализы, пройти диагностику, получить экстренную медицинскую помощь, регулярные осмотры, услуги врачей специалистов. Менее 15% предприятий указывают на то, что в страховку должны включаться реабилитация, ведение беременности, обеспечение медикаментами. Почти 60% предприятий предпочли бы обслуживаться в разных государственных и коммерческих учреждениях.
– Медицинская инфраструктура всех устраивает?
– Нет, все еще сохраняется проблема доступа к ней за пределами крупных городов для населения, проживающего в малых городах и сельской местности. Привлекательность добровольного медицинского страхования значительно снижается из-за проблем с географической доступностью.
– Достаточно ли развит страховой рынок?
– С точки зрения страхового рынка на желание участвовать в ДМС влияет как стоимость страховки, так и ее охват (группы населения и услуги), а также форма взаимодействия страховщика со страхователем при возникновении страхового случая и страховщика с поставщиком медуслуг. Привлекательность ДМС снижается, если страховщик не контролирует качество и эффективность предоставленных услуг.
Таким образом, степень развития страхового рынка существенно влияет на расширение охвата ДМС, повышая его привлекательность для населения, развивая операционные возможности страховых компаний и снижая их риски.
На нашем рынке медицинского страхования работает 14 страховых организаций. Крупнейшие – «Белнефтестрах» (33,5% рынка) и «Белгосстрах» (33%). В целом за 9 месяцев 2015 г. (последняя доступная информация) по договорам ДМС было начислено 275,4 млрд. Br (+55 п.п. к аналогичному периоду прошлого года), выплачено страхового возмещения – 182,9 млрд. Br (+52 п.п. относительно 9 месяцев 2014 г.). Другими словами, несмотря на проблемы, рынок медицинского страхования постепенно растет.
– Можно предположить, что этому способствует нормальная нормативно-правовая среда?
– Госрегулирование условий договоров ДМС вполне либерально. Государство не ограничивает страховую премию и не выдвигает требования к условиям договора (их формируют страхователь и страховщик). Централизованно установлены лишь общие принципы медицинского страхования. Систему ДМС регулирует Инструкция о добровольном страховании медицинских расходов, утв. постановлением Минфина от 9.06.2005 № 74, и приказ Минздрава от 10.01.2012 № 15 «О добровольном медицинском страховании». Правила страхования, в свою очередь, составляет страховщик или объединение страховщиков.
Вместе с тем отсутствие регулирования в отношении предельного размера тарифов по системе ДМС демотивирует страхователей к покупке страховки. Страховщики могут завышать страховые тарифы для повышения нормы прибыли страхования по системе ДМС, учитывая склонность покупателей страховки к использованию всей суммы страховой выплаты для покрытия медицинских расходов.
Положительно повлияло на развитие рынка ДМС снятие ограничений на форму собственности организаций здравоохранения при отнесении предприятиями страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования на затраты. В соответствии с Указом Президента от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» предприятия могут включать страховые взносы по ДМС в затраты по производству и реализации продукции вне зависимости от формы собственности организации здравоохранения, оказывающей услуги работникам данного предприятия в рамках договора ДМС.
Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ