Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Глобализация
16.12.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ставка бьет ключом

Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) ФРС США на заседании 14 декабря повысил ключевую ставку на 25 б.п., до 0,5–0,75%. Это решение было ожидаемым на мировых финансовых рынках. А вот обещание ФРС трижды увеличить ставку в 2017 г. показалось слишком жестким. Такие меры могут оказать существенное давление на валюты развивающихся стран, в т.ч. на белорусский и российский рубль.

После повышения ставки в конце 2015 г. ФРС неоднократно обещал увеличить ее в текущем году. Но американский регулятор решился на этот шаг только сейчас на фоне явного улучшения макроэкономических показателей. ВВП США за III квартал вырос до 3,2% вместо ожидавшихся 2,9%, безработица в ноябре упала до минимумов 2007 г. Инфляция оказалась ниже запланированной – 1,6% в октябре при цели в 2,1%. Ранее ФРС утверждала, что намерена повышать ставку, лишь когда инфляция достигнет 2,5% – уровня, обеспечивающего устойчивый рост американской экономики. Но теперь регулятор считает, что инфляционные ожидания усиливаются, цены будут расти быстрее, а потому пора действовать на опережение.

В следующем году ФРС обещает трижды увеличивать ставку. По мнению аналитиков, ужесточение американской денежно-кредитной политики в сочетании со смягчением бюджетной политики, обещанное новым президентом Дональдом Трампом, может стать серьезной угрозой для рынков. Существенное укрепление доллара и рост стоимости долларовых заимствований приведет к усилению давления на валюты других стран, особенно развивающихся, и оттоку капитала из них. Неизбежно и снижение цен на сырье. Первые сигналы уже появились: вечером в среду февральские фьючерсы на нефть марки Brent на бирже ICE в Лондоне после сообщения о решении ФРС подешевели с 55,72 до 53,89 USD/барр., а на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) – почти на 3,1%, до 51,35 USD/барр. Курс доллара на Московской бирже вырос на 2,3%, до 61,99 RUB/USD, а евро – на 1,8%, до 65,57 RUB/EUR. Отголоски этих событий скоро отразятся и на курсе белорусского рубля.

В дальнейшем, если ФРС сдержит свое обещание и доведет ставку к концу 2017 г. до 1,5–1,75%, ставки кредитования в долларах заметно вырастут. В свою очередь, Д. Трамп намерен добиваться роста американской экономики на 3–4% ежегодно, в т.ч. за счет снижения налогов и роста бюджетных расходов. Это неизбежно повлечет рост инфляции, а следом – процентных ставок. Если доходность облигаций США продолжит рост (она уже превысила 2,5%), стимулируя укрепление доллара, масштабный отток средств из развивающихся рынков, отмеченный в ноябре–декабре, может продлиться. По данным EPFR, только за ноябрь инвесторы вывели 9 млрд. USD из фондов развивающихся рынков, прежде всего из Китая, Бразилии и Турции. Если финансовая политика США переводит развивающиеся рынки в зону риска, то это неизбежно отразится даже на скромных планах белорусского правительства по привлечению в следующем году прямых иностранных инвестиций и снижению ставки рефинансирования.

Есть и другие мнения. Некоторые эксперты полагают, что если ужесточение монетарной политики ФРС не будет сопровождаться адекватным ростом американской экономики, то эффект от повышения ставок окажется обратным: доллар ослабеет, начнется вывод капитала из США, а инвесторы предпочтут направить денежные потоки на развивающиеся рынки, прежде всего – азиатские. Но вероятность этого сценария большинство аналитиков считают невысокой, тем более что никто не может назвать весомые факторы, компенсирующие инвесторам риски на развивающихся рынках, даже учитывая более высокую доходность таких вложений.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений