Смягчить ситуацию на рынке труда с помощью штрафов и аккредитации©
Заставить безработных активнее искать работу, тех, кому грозит увольнение, – переучиваться, усилить ответственность нанимателя за нарушение законодательства о занятости призваны принятые Палатой представителей в первом чтении поправки в Закон от 15.06.2015 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 125-З).
В текущем году впервые за 8 лет уровень зарегистрированной безработицы в стране вырос и составил 1%, а число вакансий сократилось. Поэтому власти пытаются, с одной стороны, отказаться от поддержания избыточной численности на предприятиях, а с другой – не допустить серьезной напряженности на рынке труда и в обществе, одновременно учитывая требования Декрета от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3).
По мнению заместителя председателя постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Зинаиды Мандровской, законопроект заставит работодателей активнее взаимодействовать с органами занятости, полномочия которых значительно расширяются.
Планируется обязать безработных самостоятельно заниматься поиском работы и информировать органы занятости не только о результатах своих попыток, но и об изменении места жительства, о заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работы или оказание услуг. Такие граждане обязаны являться по приглашению службы занятости для получения направления на работу (учебу), а затем в течение двух рабочих дней (а не трех, как сейчас) со дня выдачи направления – на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства. «Курсанты», проходящие профобучение или переподготовку по направлению органов занятости, должны ответственно относиться к учебе, посещать занятия, выполнять правила внутреннего распорядка. Выполнение всех этих обязанностей увязывается с правом безработных на получение социальных выплат, в т.ч. адресной социальной или материальной помощи. Одновременно будет усилена ответственность безработных и граждан, проходящих обучение по направлению службы занятости, за нарушение законодательства в этой сфере, сообщил первый заместитель министра труда и соцзащиты Андрей Лобович. Так, если сейчас безработному за неявку в течение 3 дней в организацию по трудоустройству грозит уменьшение размера пособия по безработице, то согласно законопроекту (за неявку в течение 2 дней) – приостановка его выплаты. При этом сумма пособия будет сокращаться не на 25%, как теперь, а вдвое.
«ЭГ» уже сообщала (см. № 93 от 8.12.2015 г.), что проектом предусмотрено сократить максимальный период нахождения граждан на учете в качестве безработных с 36 до 18 календарных месяцев, а срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду о наличии свободных рабочих мест, – с 2 недель до 5 дней. Наниматель должен информировать органы по труду о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за 2 месяца. Предусматривается возможность полной или частичной компенсации затрат нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП, тех, кто предупрежден о сокращении численности или штата работников, а также находящиеся по инициативе нанимателя в вынужденном простое, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, работающие в режиме неполного рабочего времени).
Граждане, снятые с учета за неявку без уважительных причин в службу занятости в течение 2 месяцев, смогут повторно зарегистрироваться в качестве безработных только через 12 месяцев. А лица, в отношении которых судами приняты решения о взыскании незаконно полученных средств из ФСЗН, могут быть зарегистрированы в качестве безработных повторно лишь при условии возмещения незаконно произведенных выплат. Уточнены перечни оснований прекращения трудового договора для назначения стипендии и пособия по безработице.
Вводится новая статья, предусматривающая приобретение безработными опыта практической работы в целях получения ими профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с профессией (специальностью). В данном случае речь идет, в первую очередь, о молодых специалистах. Порядок и условия такого трудоустройства, а также компенсации затрат нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, будет определять Минтруда и соцзащиты.
Важное новшество – введение аккредитации агентств по трудоустойству и регистрация их в специальном реестре. Порядок этих мероприятий предстоит установить Минтруда и соцзащиты.
В СООТВЕТСТВИИ с Декретом № 3 ст. 13.6 КоАП дополняется нормой, согласно которой неуплата или неполная уплата сбора на финансирование государственных расходов будет караться штрафом в размере от 2 до 4 базовых величин (БВ) или административным арестом. Кроме того, в ст. 7.1 КоАП будет установлен порядок привлечения арестованных лиц к выполнению общественно полезных работ и применения к ним дисциплинарных взысканий. При этом гражданин, отбывший такой арест, признается исполнившим обязанность по уплате сбора.
Кроме того, предлагается увеличить срок для наложения административного взыскания нанимателей за неуведомление органов занятости о предстоящем высвобождении работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) (ст. 9.15 КоАП) с нынешних 2 месяцев до 1 года со дня совершения и 2 месяцев со дня обнаружения такого нарушения. При этом предупреждение как меру административной ответственности из ст. 9.15 КоАП планируется исключить.
ОДНОВРЕМЕННО смягчилась позиция правительства в отношении размера пособий по безработице, который сегодня составляет в среднем 197,1 тыс. Br. Еще в апреле министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявляла, что пособие увеличиваться не будет, поскольку это повлекло бы рост расходов ФСЗН, тем более что в стране действует механизм адресной социальной помощи. Теперь же 10 декабря А.Лобович, отвечая на вопрос депутата Леонида Можейко, сообщил, что в проекте госпрограммы содействия занятости на 2016–2020 годы закладываются новые формы защиты безработных: страхование от безработицы и увеличение размера пособия «хотя бы до бюджета прожиточного минимума». Впрочем, страхованием власти намерены заняться только в 2017 г., а сроки увеличения пособий даже не называются. Пока же в Законе № 125-З сохраняются прежние подходы.
Анна ФЕДОРОВА