Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
09.02.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сдержанное гостеприимство©

Дополнения и изменения в Закон от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон № 225-З), внесенные Законом от 5.01.2016 № 353-З (далее – Закон № 353-З), потеряли свою актуальность еще до их вступления в силу, прежде всего, по причине увеличения затрат нанимателей на иностранную рабочую силу.

Поясним, о чем идет речь. Раньше наниматель нес затраты только на приобретение разрешений на наем иностранцев. При этом он экономил на страховых взносах во внебюджетный фонд соцзащиты и, не будем лукавить, мог позволить себе демпинговать на зарплате, особенно в строительной отрасли. В период экономического кризиса это достаточно ощутимое преимущество.

Но с 1.01.2016 г. вступил в силу Указ Президента от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения» (далее – Указ № 534), подп. 1.3 п. 1 которого установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в нашей стране или являющиеся индивидуальными предпринимателями (ИП), подлежат обязательному государственному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь.

Эта норма Указа № 534 фактически отменяет действие нормы ч. 2 ст. 7 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», которая закрепляла право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию за иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающими в Беларуси, индивидуальными предпринимателями, являющимися иностранными гражданами и лицами без гражданства. Иными словами, иностранные работники теперь не относятся к числу лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, а их плательщиком и на фонд оплаты труда иностранцев становится наниматель.

Отметим также еще один вид расходов на иностранного работника – покупка медицинского полиса или прямое финансирование платных медицинских услуг.

В СООТВЕТСТВИИ с Законом № 353-З, который вступает в силу с 15.07.2016 г., трудоустройство иностранцев в нашей республике может осуществляться при содействии юридических лиц, ИП или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала. Напомним, что в Палате представителей прошли первое чтение поправки в Закон от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», согласно которым посредником в трудоустройстве иностранцев будут только получившие аккредитацию в Минтруда и соцзащиты агентства по трудоустройству. Наем иностранцев через аккредитованные агентства также повлечет увеличение расходов на иностранный персонал.

ЗАЯВЛЕН приоритет замещения свободных рабочих мест (вакансий) гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Беларуси. В условиях экономического кризиса происходит массовое сокращение вакансий, поэтому понятно, что на рынке труда будет превалировать отечественный персонал. Конкуренции с иностранной рабочей силой в занятии вновь создаваемых рабочих мест не может быть априори.

Усложнилось администрирование при найме на работу иностранцев через органы Департамента по гражданству и миграции МВД. Это касается двух этапов: получения разрешений и заключения трудового договора. Отметим, что Департамент в области внешней трудовой миграции выдает разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и ведет учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов. А подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Мингорисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов выдают специальные разрешения и регистрируют трудовые договоры, заключенные на территории Беларуси между трудящимися-иммигрантами и нанимателями РБ, а также изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий трудового договора, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса (далее – ТК) и абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 32 Закона № 225-З, вносимые в указанные трудовые договоры.

Получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (свыше 10 человек) предшествует еще одна административная процедура – получение в комитете по труду областного (Минского городского) исполкома заключения о возможности привлечения иностранцев. Шансы, что может быть выдано отрицательное заключение в связи с нынешней ситуацией на рынке труда, значительно увеличиваются, а это лишает возможности получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

В ЧИСЛЕ ожидаемых нововведений было закрепление особого алгоритма для найма высококвалифицированных кадров – с учетом опыта России и Казахстана.

Закон № 353-З признает высококвалифицированным работником иностранца, имеющего высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которого превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы в РБ.

При найме высококвалифицированных работников не требуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Это упрощение снимает проблему замещения иностранцами, прежде всего, «топовых» должностей. Но, сэкономив на разрешении, работодатель несет затраты по получению специального разрешения на высококвалифицированного иностранца. Для получения такого документа нанимателю придется представить положительное заключение органа по труду о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности, что в условиях увеличивающейся безработицы проблематично.

Не появится ли соблазн привлекать на работу иностранцев с «купленными корочками»? Но здесь предусмотрен серьезный барьер: миграционная служба вправе проверить подлинность иностранных документов о квалификации и стаже работы, хотя, конечно, для нее это будет хлопотным и затратным делом.

Специальное разрешение нужно получать и на привлечение иностранца в качестве руководителя коммерческой организации и в том случае, если этот человек участвовал в создании организации, – в качестве собственника имущества, учредителя, участника. Но здесь, по понятным причинам (эксклюзив!), можно обойтись без контактов с органами по труду.

ПРОХОЖДЕНИЕ нанимателем административных процедур в подразделении по гражданству и миграции по регистрации трудового договора с трудящимся-иммигрантом, заключенного на территории Беларуси, а также изменений и (или) дополнений в него, не зависит от числа нанимаемых иностранцев. Оправдать регистрацию договора и изменений в нем можно только в отношении высококвалифицированных иностранных работников для того, чтобы проследить соблюдение условия о требуемом минимальном заработке. Однако миграционная служба получила право проводить тотальный контроль за трудовыми договорами иностранцев. Более того, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы может быть аннулировано в случае несоблюдения белорусским нанимателем существенных условий трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами.

В этой связи обращает на себя внимание разный подход государства к несоблюдению условий трудового договора в отношении белорусских и иностранных работников. Часть 2 ст. 41 ТК требует, чтобы факт нарушения нанимателем трудового договора устанавливался уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде (имеется в виду Департамент инспекции труда Минтруда и соцзащиты), профсоюзами и (или) судом. Несоблюдение же условий трудового договора с иностранцем будет фиксировать Департамент по гражданству и миграции МВД. Но в таком случае сотрудники миграционной службы должны быть компетентны еще и в вопросах трудового законодательства.

Заметим, что текст трудового договора с иностранным работником должен быть на русском и (или) белорусском языках. В случае если эти языки не являются родными или понятными для трудящегося-иммигранта, трудовой договор заключается также на родном или ином понятном для него языке. Дублирование текста трудового договора на родном для иностранца языке означает, что иностранцу не требуется иметь хотя бы базовые знания государственных языков Беларуси. Для сравнения отметим, что в РФ иностранные работники сдают экзамен на знание русского языка.

Назовем категории иностранных работников, наем которых позволяет нанимателю избежать прохождения административных процедур (получение разрешений и регистрации трудового договора): получающих высшее образование в учреждениях образования нашей страны и трудоустраивающихся по получаемой специальности; получивших высшее образование в учреждениях образования РБ и трудоустраивающихся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации; замещающих должности руководителя представительства иностранной организации.

ЕСЛИ абстрагироваться от текущей экономической ситуации и оценить нововведения в законодательство о мигрантах с формальной стороны, то их суть для нанимателя состоит в следующем: сложное администрирование, страховые и медицинские расходы, тотальный предварительный и последующий контроль со стороны миграционной службы.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений