Санэпидемблагополучие – в рамки ЕАЭС
Законом от 30.06.2016 № 387-З (далее – Закон № 387-З) внесены изменения и дополнения в Закон от 7.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З).
Определено, что отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются как белорусским законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так и международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП), и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая технические регламенты ТС, ЕАЭС, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры.
Терминология
Претерпел некоторые изменения понятийный аппарат Закона № 340-З.
В частности, дается новое определение самому термину государственный санитарный надзор – теперь это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами ТС, ЕАЭС, осуществляемая в целях охраны здоровья и среды обитания человека.
Появился в Законе № 340-З и такой новый термин, как санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, условий деятельности организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, а также к безопасности и безвредности продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в т.ч. продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, которые устанавливаются санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу ТС и ЕЭП, и (или) актами, составляющими право ЕАЭС, включая технические регламенты ТС, ЕАЭС, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры.
Закон № 340-З также дополнен следующими терминами:
– эпидемиологическое слежение, под которым понимается система оценки санитарно-эпидемиологической обстановки, которая включает сбор, передачу, обработку, анализ и оценку информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и проводится в целях разработки и принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности санитарно- противоэпидемических мероприятий;
– риск – сочетание вероятности неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и последствий данного воздействия, ведущее к возникновению угрозы жизни и здоровью населения;
– анализ рисков – процесс оценки органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, государственными органами и иными государственными организациями, осуществляющими ведомственный контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медицинскими научными организациями общедоступной информации для выявления (обнаружения) и оценки рисков в целях принятия мер по предупреждению и минимизации этих рисков (управление рисками), а также в целях информирования в установленном порядке госорганов, организаций, физических лиц, в т.ч. ИП, о наличии рисков.
Требования к обращению продукции
Некоторые изменения претерпела и ст. 17 Закона № 340-З «Требования к обращению продукции». Как и сейчас, в ней определено, что новые технологические процессы изготовления продукции не допускаются к внедрению в производство без согласования с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. Обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не допускается.
Законом № 387-З дополнительно установлено, что находящаяся в обращении продукция при установлении ее несоответствия требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим требованиям и процедурам, установленным техническими регламентами ТС, ЕАЭС, изымается из обращения в порядке, определяемом Минздравом, если иное не установлено Президентом.
Компетенция государственных санврачей
Претерпела значительные изменения ст. 37 Закона № 340-З, включая само ее название, которое Законом № 387-З изложено в новой редакции – «Права Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь, главных государственных санитарных врачей, порядок назначения и взаимодействия главных государственных санитарных врачей».
Во-первых, должность «Главный государственный санитарный врач» лишилась приставки «Заместитель Министра здравоохранения».
Во-вторых, расширилась компетенция государственных санитарных врачей, теперь они дополнительно имеют право:
– выносить в установленном законодательными актами порядке предписания, а также давать обязательные для исполнения указания о выполнении требований по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– назначать и организовывать проведение отбора проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях, аккредитованных в порядке, установленном законодательством.
Указанная статья также дополняется нормой, согласно которой Главный государственный санитарный врач Беларуси, главные государственные санитарные врачи областей и г. Минска имеют право в установленном порядке приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае выявления по результатам проверки такого объекта нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того, компетенция Главного государственного санитарного врача Беларуси дополняется правами:
– принимать решения о запрете ввоза на территорию Беларуси, вывоза с ее территории, разработки, производства, реализации, хранения, транспортировки, использования продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– выдавать организациям, физическим лицам, в т.ч. ИП, предписания на запрет обращения на территории Беларуси продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим требованиям и процедурам, установленным техническими регламентами ТС, ЕАЭС;
– направлять копии предписаний на запрет обращения продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим требованиям и процедурам, установленным техническими регламентами ТС, ЕАЭС, республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным Совмину, в т.ч. таможенным органам, для предотвращения обращения такой продукции на территории Беларуси;
– принимать решение о прекращении (приостановлении) действия на территории Беларуси свидетельств о государственной регистрации продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим требованиям и процедурам, установленным техническими регламентами ТС, ЕАЭС.
Закон № 387-З вступает в силу с 6 января 2017 г.