Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Промышленность
18.03.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рубить и арендовать

Доступ к эксплуатационным лесам получит ограниченное число юридических лиц, причем без проведения торгов на право заключения договора аренды. Такое решение закреплено в Лесном кодексе Беларуси.

Лесной кодекс, вступающий в силу 31.12.2016 г., не создает правовой базы для доступа субъектов малого бизнеса на рынок лесозаготовок.

Согласно новому Лесному кодексу, принятому в конце прошлого года, Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы (организации) в пределах их компетенции, т.е. единственным хозяином леса остается государство.

Кодекс определяет лес как целостный природный комплекс, который включает и древесно-кустарниковую растительность, и диких животных. Однако из сферы его регулирования исключаются участки лесного фонда, отнесенные к охотничьим угодьям для ведения охотничьего хозяйства. Эти вопросы, по мнению разработчиков, должны регламентироваться законодательством об охране и использовании животного мира. В то же время предусмотрено лесопользование для вольерного содержания, разведения и использования диких животных в неволе, что привлекает туристов.

Декларируется приоритет средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных функций лесов. Вместе с тем лес рассматривается и с точки зрения потребительской ценности, использования в экономике лесных ресурсов, прежде всего древесины.

УЧАСТКИ лесного фонда для заготовки древесины предоставляются в аренду деревообрабатывающим организациям, реализующим важнейшие инвестпроекты, определенные Совмином. Сроки аренды таких участков должны соответствовать срокам окупаемости инвестпроектов, указанным в бизнес-планах. При этом объем древесины, планируемый для заготовки на предоставляемом в аренду участке по годам, не должен превышать 50% расчетной лесосеки. Решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду для заготовки древесины принимается облисполкомом.

Как видим, доступ к эксплуатационным лесам получает ограниченное число юридических лиц, причем без проведения торгов на право заключения договора аренды.

Деревообрабатывающие организации заключают договор аренды с использованием лесных ресурсов по лесорубочному билету. Это предполагает двойные расходы для субъектов хозяйствования: арендную плату и платежи по лесопользованию. В основе обоих платежей лежит устанавливаемая Совмином таксовая стоимость. К сожалению, неясно, закладываются ли в нее расходы на восстановление лесного ресурса или они дополнительно ложатся на арендатора. В кодексе есть лишь ссылка на обязанность лесопользователя «приводить участки лесного фонда в состояние, пригодное для лесовосстановления». Остается надеяться, что ответы на этот и ряд других вопросов мы получим после разработки подзаконных нормативных актов, принимаемых в развитие положений кодекса.

Государственные лесные хозяйства осуществляют функцию заготовки и вывозки древесины. Но с недавнего времени им в этом помогают заинтересованные частные организации. Новым Лесным кодексом легализуется аутсорсинговая модель услуг по лесозаготовкам. Эта одна из простых моделей государственно-частного партнерства довольно успешно развивается. Доля механизированной заготовки с учетом привлечения сторонних лесозаготовителей составила в организациях Минлесхоза 46%. Использование импортной многооперационной техники (харвестеров и форвардеров) стоимостью около 1 млн. EUR значительно повышает себестоимость работ. Но при тенденции снижения цен на услуги по заготовке древесины этот вид деятельности для малого бизнеса становится невыгодным. Частники больше зарабатывают на переработке купленных через биржу лесоматериалов. Напомним, что на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» выставляются на торги лоты по услугам лесозаготовок и лоты на покупку лесоматериалов. Поэтому частному бизнесу приходится иметь и лесозаготовительные, и перерабатывающие мощности – это позволяет «перекрыть» убыточность лесозаготовок.

По мнению экологов, на первый план в работе лесхозов вышла заготовка древесины, а вопросы лесовосстановления, контроля за порядком в лесу, качеством проводимых рубок стали второстепенными. Многие специалисты говорят о необходимости обеспечить в отрасли баланс экологических и экономических интересов, разделив функции ведения лесного хозяйства и функции лесопользователя.

У НАШИХ партнеров по ЕАЭС существуют иные формы участия частного бизнеса в лесном хозяйстве. Например, еще недавно в России малому бизнесу в сфере лесозаготовки было сложно конкурировать с большими компаниями на аукционах по продаже лесных участков. Лесозаготовка велась на основе договоров аренды, по условиям которых арендаторы должны были выполнять более 70% всех работ по восстановлению и воспроизводству лесов, для чего требуются дорогостоящая техника и квалифицированные специалисты (в 2014 г. затраты на эти цели превысили 5 млрд. RUB). Понятно, что найти такие деньги малому бизнесу сложно, и в ходе аукционов он оказывался в заведомо проигрышной позиции. Но даже если малое предприятие проходило конкурс, ему предстояло преодолеть еще ряд сложностей: составить проект освоения лесов, провести лесоустройство, для чего необходим кредит.

С 1.10.2015 г. вступили в силу поправки в Лесной кодекс РФ (ФЗ от 29.06.2015 № 206), которые создали благоприятные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке лесозаготовок и лесоматериалов. Им предложено заключать договоры купли-продажи лесных насаждений сроком до 1 года. Затраты на восстановление лесов с учетом региональных коэффициентов заложены в минимальной аукционной цене. Так как лесной участок в аренду малым предприятиям не предоставляется, то их фактически освободили от обязательств по проведению кадастрового учета, лесоустройства и др.

Кроме того, всех участников сделок с лесоматериалами обязали регистрироваться через Единую государственную информсистему учета древесины, что призвано обеспечить прозрачность в сфере лесного бизнеса.

В ОТЕЧЕСТВЕННОМ Лесном кодексе имеется такая бизнес-модель, как аренда участка лесного фонда для лесопользования юридическими лицами и ИП для проведения культурно-оздоровительных, туристических, спортивных мероприятий на основе решения Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов. Такой договор аренды не предполагает изъятия лесных ресурсов. Здесь предусмотрена как арендная плата, так и плата за лесопользование. Пока сложно определить, заинтересует ли малый бизнес такая возможность. Для развития этой бизнес-модели, как показывает зарубежный опыт, неизбежно потребуется создание дополнительной правовой базы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений