Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Торговля. Общепит
02.12.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Розницу двигает дискаунтер

По оценкам зарубежных специалистов, Беларусь опережает другие страны Восточной Европы по доле дискаунтеров в продовольственной рознице. В дальнейшем этот сегмент будет стабильно расти, считает старший аналитик компании Euromonitor International Мария МИЛАШЕВИЧ.

– Мария, чем объяснить уменьшение объемов розничной торговли продуктами питания в Беларуси и России?

– Главная причина здесь – экономический спад. Впрочем, несмотря на рост в отдельных странах (например, в Румынии – на 13%), в целом стагнация характерна для всего региона Восточной Европы.

Этой тенденции не избежала и ваша страна (по данным Белстата, объем продаж продовольственных товаров в розничной торговле сократился по итогам 10 месяцев т.г. на 1,2% по сравнению с январем–октябрем 2015 г. в сопоставимых ценах – прим. «ЭГ»), что тоже вызвано нестабильной ситуацией в регионе, спадом ВВП, девальвацией рубля, высокой инфляцией и снижением уровня жизни населения.

– Каковы основные тенденции развития современной розничной торговли в Восточной Европе и в Беларуси? Есть ли общие черты в структуре этого сегмента торговли у нас и в целом по региону?

– Развитие современных форматов – самый активный тренд в торговле продовольствием. Он влияет на поведение как потребителей, так и участников рынка. Доля современной розницы в денежном выражении в 2015 г. в Восточной Европе составила 67%, в США – 85%, Западной Европе – 80%. В Беларуси она значительно ниже – около 49%. Это связано, прежде всего, с недостатком инвестиций, нестабильной экономической и политической ситуацией, сохранением традиционных каналов, таких как открытые рынки и несетевые маленькие продуктовые магазины.

Развитие современной розницы связано с процессами глобализации и урбанизации, активными действиями игроков рынка, меняющимся поведением потребителя. Так, в ряде стран Восточной Европы, например, в Словении, Эстонии, Латвии, Литве, Словакии, Чехии, проникновение современной розницы близится к 90%.

– Какой сегмент розничной торговли можно считать самым популярным и быстрорастущим?

– В странах Восточной Европы и в Беларуси самый активно развивающийся канал – дискаунтеры. Если в начале 2000-х гг. активно развивались супермаркеты и гипермаркеты, то сейчас структура современной розницы меняется. Быстрее всего растут дискаунтеры. Согласно нашему прогнозу эта категория покажет 5%-ный среднегодовой рост в 2017–2020 гг. в сопоставимых ценах.

Пока в странах Восточной Европы наибольшую долю в продовольственной рознице занимают супермаркеты (45%) и гипермаркеты (23%). В Беларуси на них приходится соответственно 32% и 16% всех объектов торговли. Зато магазинов «у дома» больше в Европе – 18% против ваших 12%. В Беларуси, согласно статистике, больше дискаунтеров и магазинов на АЗС: соответственно 36% и 4% против 11% и 3% в странах Восточной Европы в целом.

– Как сочетаются развитие дискаунтеров и собственных торговых марок сетей в продовольственной рознице?

– В связи со значительным развитием дискаунтеров собственные торговые марки (СТМ) показывают стремительный рост. Интенсивность их проникновения больше, чем дискаунтеров в прогнозируемом периоде, т.к. собственные торговые марки активно развиваются и других форматах современной розницы.

Развитие сетями собственных торговых марок – один из самых заметных трендов на рынке Восточной Европы. Например, проникновения СТМ в Венгрии – 26%, Словении – 20%, Румынии – 19%. Доверие к СТМ легло в основу развития дискаунтеров. В Беларуси же оно менее 5%.

– Почему вы считаете, что до 2020 г. рынок розничной торговли в Беларуси практически не вырастет?

– По нашему прогнозу, экономика Беларуси довольно долго будет стагнировать: рост реального ВВП не превысит 1% в ближайшие 5 лет, инфляция останется достаточно высокой (8–9% ежегодно), продолжится падение национальной валюты. Все это негативно отразится на развитии продовольственной розницы. Ведь ее динамика зависит от стабильности и развития экономики.

– Каковы перспективы развития интернет-торговли в Беларуси в ближайшие несколько лет?

– Полагаю, что интернет-торговля будет расти в среднем на 7% в год в ближайшие 5 лет без учета инфляции. Развитие онлайн-торговли – общая и наиболее заметная тенденция не только в вашей стране или в Восточной Европе, но и во всем мире. При этом чем ниже в настоящее время доля онлайн-покупок в стране, в т.ч. и Беларуси (0,5 млрд. EUR в 2015 г.), тем значительнее будет рост. Все условия для этого есть – растет доверие к онлайн-покупкам и электронным расчетам, расширяются ассортимент и знания потребителей, увеличивается проникновение Интернета и использование современных гаджетов. Немаловажный фактор – рост популярности международных онлайн-магазинов, таких как, например, Aliexpress, который входит в 10 самых посещаемых сайтов в Беларуси.

             Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА

ОТ РЕДАКЦИИ

Дискаунтер – это магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. Такой формат популярен везде, особенно в странах с низкими и падающими доходами населения. Не является исключением и Беларусь. Правда, позиционирование в качестве дискаунтера не избавляет белорусских субъектов розничной торговли от соблюдения требований законодательства, в т.ч. касающихся ассортиментных перечней, использования кассовых аппаратов и терминалов и т.п.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by