Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Проблемы и решения
23.02.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ремонт провала: показатели плановые и фактические©

Провальные итоги социально-экономического развития страны за прошлый год должны были бы вдохновить правительство на экстренные меры для исправления ситуации. Однако на заседании Совета Министров 20 февраля помимо признания очевидных фактов речь шла в основном о выполнении прогнозов на текущий год, хотя в их достижимость власти уже и сами не слишком верят. Остается уповать на традиционные лозунги: «Задействовать внутренние резервы» и «Мобилизовать кадры».

Открывая заседание, премьер-министр Андрей Кобяков объяснил итоги работы в 2015 г. высокой зависимостью экономики Беларуси от внешней конъюнктуры сырьевых рынков. В этом видится основная причина выполнения только 4 из 9 важнейших параметров прогноза: индекс потребительских цен, энергоемкость ВВП, рентабельность продаж в промышленности, внешнеторговое сальдо к ВВП. Не выполнены 5 показателей: темпы роста ВВП (–3,9% вместо запланированного роста на 1,7%), производительности труда (снижение на 2,7% вместо роста на 1,5–2%), экспорта (падение на 24,1% при допустимых –4– –3,6%), реальных доходов населения (–5,9% вместо +1,1–1,5%), а также ввод жилья с господдержкой (1,6 млн. м2 при плане 2,5 млн.).

Отчасти эти провалы компенсируются достижением положительного сальдо внешней торговли в размере 205,7 млн. USD. Руководитель правительства напомнил, что таких результатов в современной истории удалось достичь только дважды – в 2005 г. и 2012 г.

Отметим, что в 2005 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 341,8 млн. USD, а в 2012-м – 2915,1 млн. USD сложилось при росте экспорта, соответственно, на 15,9 и 11,4% по сравнению с предыдущими годами, а импорта – на 3,8 и 2,5%. Но в прошлом году «сбалансированность» и положительное сальдо обеспечены за счет падения экспорта на 24,1% и импорта на 25,4%. Зато получен «очень хороший качественный результат» улучшения платежного баланса страны: дефицит счета текущих операций платежного баланса за 11 месяцев 2015 г. по сравнению с январем–ноябрем 2014 г. сократился ориентировочно на 2,4 млрд. USD, или с 5,8 до 3,1% ВВП.

Едва ли не главным своим достижением власти видят удержание инфляции на запланированном 12-процентном уровне, что выглядит вполне умеренно по сравнению с 2011–2014 гг., но больше, чем в 2010-м. Жесткая монетарная политика, гибкое курсообразование, контроль над денежным предложением позволили также снизить процентные ставки по кредитам в национальной валюте без учета льготных заимствований с 43,5% годовых в январе 2015 г. до 34,2% в январе 2016 г. Это все равно многовато, а потому правительство считает дальнейшее снижение процентных ставок по вновь выдаваемым кредитам одной из самых актуальных задач в экономике страны.

А.Кобяков также напомнил, что профицит консолидированного бюджета за 2015 г. составил 1,8% ВВП. Впрочем, ранее Минфин сообщал, что этот профицит направлен на погашение государственного долга.

Любопытно выглядит заявление об обеспечении стабильности на потребительском рынке. Конечно, ни массовых очередей, ни дефицита товаров в республике не наблюдается. Но после минимального роста розничного товарооборота в прошлом году по сравнению с 2014-м на 0,2% в январе т.г. этот показатель сократился по сравнению с январем 2015 г. на 1,8%, а с декабрем – на 21,5%. Подобного падения потребления не случалось с 1995 г. Здесь сошелся целый ряд факторов: от снижения доходов населения до конфликта с индивидуальными предпринимателями из-за Указа № 222. Кстати, оптовый товарооборот в январе упал на 14,8%, а товарооборот общественного питания – на 4,6%, а к декабрю 2014-го – на 21,5%.

Такие данные свидетельствуют о существенном спаде на внутреннем потребительском рынке. Но правительству приходится беспокоиться за невыполнение запланированной динамики не только в торговле, но и в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, да и в экономике в целом. Претензии есть к работе почти всех отраслевых министерств. По итогам 2015 г. Минстройархитектуры выполнен только один из 14 доведенных показателей, Минпромом – 2 из 12, Минсельхозпродом и «Беллесбумпромом» – 2 из 10, а концерном «Беллегпром» – вообще ни одного. Столь же удручающая картина и в регионах. Только Могилевская область выполнила лишь половину доведенных показателей, Гродненская – 1/4, у остальных областей и Минска и того нет.

Правительству, министрам, председателям концернов и местной власти дан привычный набор задач и алгоритмов их решения: наращивание и диверсификация экспорта, рациональное импортозамещение, обеспечивающие сбалансированность внешней торговли, снижение затрат и сокращение запасов готовой продукции, обеспечение жесткой кадровой и производственной дисциплины, раскрепощение предпринимательской инициативы. Заметим, что о последней чиновники заботятся со времен принятия Директивы № 4, но «закрепощать» получается гораздо лучше.

СРЕДИ проблем, унаследованных с прошлого года, – долги и неплатежи. За 2015 г. кредиторская задолженность выросла на 24,3%, дебиторская – на 23,3%, а их просроченная часть – на 51,4 и 49,3% соответственно. Еще сложнее ситуация с задолженностью по кредитам и займам: в целом она увеличилась за год в 1,5 раза, а просроченная – в 2,25 раза. При этом выручка организаций выросла всего на 10,9% по сравнению с 2014 г.

Для выхода из кризиса неплатежей в текущем году в Беларуси возобновлена работа «клуба кредиторов», где власти надеются выработать ключевые решения по финансовой стабилизации предприятий, попавших в сложную экономическую ситуацию. Необходимыми условиями для этого, по мнению премьер-министра, являются, прежде всего, снижение затрат, разгрузка складов, комплексная реализация мер по финансовому оздоровлению. «Должны быть реально просчитаны финансовые потоки, позволяющие обслуживать долговые обязательства и обеспечить рост рублевой и валютной выручки. После этого возможны при необходимости меры поддержки, – заявил А.Кобяков. – Как говорится в известном произведении, «сначала стулья, потом деньги». Но за ресурсами для «латания дыр», образовавшихся из-за бесхозяйственности и неумения работать, прошу не обращаться».

ПОМНИТСЯ, процитированный главой правительства принцип в знаменитом романе в ходе упорных переговоров пришлось по настоянию измученного нарзаном пролетария сменить на прямо противоположный. По-видимому, белорусские власти надеются, что их переговорная позиция сильнее, чем у великого комбинатора. Но платежеспособные предприятия, которые могут предъявить без предоплаты «стулья», т.е. успешную работу, особо не нуждаются в господдержке, тем более, что она помимо денег сулит дополнительные требования. Средства для «латания дыр» нужны тем, кто страдает от бесхозяйственности и неумения работать, а иногда и от последствий навязанных свыше решений. Они без «денег утром», чего доброго, вообще встанут. К тому же предприятия, чьи «дыры» систематически латались в последние годы, оставить без помощи, несмотря на грозную риторику, власти вряд ли рискнут, опасаясь социальных последствий. Для полного сходства с героями романа ресурсов у правительства тоже негусто. А потому «предводителям» финансовых ведомств еще предстоит их добывать – тем более, что реализацию важнейших проектов премьер-министр все равно пообещал поддерживать.

ВСЕ причины и следствия ситуации в экономике республики у правительства неразрывно связаны с нефтью. Снижение мировых цен на нее и, как следствие, девальвация национальных валют основных торговых партнеров привели к дальнейшему сжатию внешних рынков, что вновь скажется на внешней торговле. В таких условиях сохраняется общая тенденция – падающий спрос на сложнотехническую, инвестиционную продукцию на традиционных для Беларуси рынках. «При сохранении этих тенденций в течение 2016 г. мы будем вынуждены предпринимать энергичные шаги по бюджетной консолидации», – заявил премьер-министр. Текущий разрыв финансирования бюджета оценивается в 38,6 трлн. Br. Поэтому властям приходится серьезно пересматривать текущие капитальные расходы бюджета.

РЕЗУЛЬТАТОМ такой ревизии стало падение в январе инвестиций в основной капитал на 19,3%, в т.ч. объемов строительно-монтажных работ – на 18,8%, а затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств – на 32,6%. Заметим, что доля этих затрат в общем объеме инвестиций в основной капитал была в январе т.г. небывало низкой – всего 26,1%. Если положение не исправится, то при такой динамике и структуре вложения капитала не приходится рассчитывать на рост экономики и повышение ее конкурентоспособности, а также на создание новых высокотехнологичных и наукоемких производств, о которых говорится в правительственных программах и концепциях.

Тем не менее активизация инвестиционного процесса остается в числе главных приоритетов. «Модернизация экономики не может быть остановлена», – заявил А.Кобяков. Он также заявил, что «нас никто не освобождал от исполнения нормативных предписаний Указа Президента № 504 о выполнении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на 2016 г.». В частности, требование по ежегодному трудоустройству работников на вновь созданные рабочие места увеличено с 32 тыс. в прошлом году до 50 тыс. Ранее за это отвечали регионы, а теперь ответственность расширяется и на министерства в части создания новых рабочих мест после модернизации, реконструкции и создания новых производств.

Премьер-министр также призвал принять меры по распоряжению госимуществом. Более 1 млн. м2 его остается неэффективно используемым. «Это значительный государственный ресурс, который мы обязаны направить на цели развития экономики, на создание новых рабочих мест», – заявил А.Кобяков. Он потребовал больше инициативы от местных органов власти, а от членов правительства – активной работы и ориентации «исключительно на результат» на закрепленных участках.

Впрочем, эти требования в условиях спада экономики, нехватки инвестиций и снижения спроса на внутреннем и внешних рынках могут оказаться столь же неисполнимыми, как и год назад.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений