Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Юридическим лицам
02.08.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рекламная пауза

Принцип формирования затрат для целей налогообложения – «разрешено все, что не запрещено» – соответствует нормам ст.ст. 130 и 131 НК. Казалось бы, это должно исключить лишние вопросы со стороны налогоплательщиков. Однако на практике они все равно возникают – особенно, если речь идет о таких затратах, как, например, реклама.

В ряде случаев в этих вопросах при принятии решения, с одной стороны, говорится о профессиональном суждении и осторожности бухгалтера, аудитора, другого специалиста. Но его, в конечном итоге, зачастую «перевешивает» мнение налогового инспектора. На что следует обратить особое внимание для признания тех или иных расходов рекламными для целей налогообложения, опираясь только на нормативные правовые акты, определенный опыт и возможные критерии?

В соответствии со ст. 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухучете.

Соответствуют ли этому определению рекламные расходы? На первый взгляд, да. В ст. 2 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З) реклама определена как информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке; рекламная деятельность – деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению).

Но исходя из подп. 1.7-1 п. 1 ст. 131 НК при налогообложении не учитываются расходы на питание, организацию досуга, отдыха, в т.ч. при проведении рекламных акций, конференций, семинаров, переговоров, учебы и других аналогичных мероприятий. В некоторых публикациях обращается внимание на то, что не является рекламой, например, указывается, что при решении вопроса об отнесении понесенных затрат к рекламным, следует учитывать положения п. 2 ст. 1 Закона № 225-З, где установлено, что он не распространяется, в частности, на информацию, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством, если иное не предусмотрено этим Законом (абз. 3 п. 2 ст. 1). Поэтому можно сделать вывод, что затраты организации на указанные цели не являются расходами на рекламу (хотя и могут признаваться расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, по другим основаниям).

В частности, п.п. 1 и 3 ст. 8 Закона от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» установлена обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) довести до сведения потребителя наименование (фирменное наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы. Указанная информация должна быть размещена на вывеске или доведена до сведения потребителя другим доступным способом, принятым в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей.

И, конечно, надо учитывать, что рекламные, как и иные расходы, должны быть подтверждены и оформлены первичными учетными документами, отвечающими требованиям ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З). Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 29 Закона № 225-З рекламодатель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в сети Интернет, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение 6 месяцев со дня последнего размещения (распространения) ее рекламораспространителем, а рекламопроизводитель – со дня исполнения им договора о выполнении работы по производству рекламы.

Таким образом, для целей налогообложения не могут признаваться «налоговыми» рекламными затратами расходы:

– не отвечающие содержанию терминов «реклама», «рекламная деятельность», приведенных в ст. 2 Закона № 225-З;

– указанные в п. 2 ст. 1 Закона № 225-З;

– противоречащие критериям, установленным в п. 1 ст. 130 НК;

– подпадающие под норму подп. 1.71 п. 1 ст. 131 НК;

– не оформленные документально, в соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 57-З.

К сожалению, Закон № 225-З не устанавливает понятие «косвенная реклама», наличие и определение которого, на наш взгляд, способствовало бы значительно большей определенности при отнесении расходов к «налоговым затратам».

Нет конкретного содержания «косвенности» рекламы и в некоторых международных актах. Например, в ст. 1 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения «По борьбе против табака» (заключена в Женеве 21.05.2003 г.) установлено, что реклама и стимулирование продажи табака означает любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно, но и только.

В любом случае, по нашему мнению, для целей налогообложения нужно, прежде всего, руководствоваться приведенными выше критериями, а далее исходить из смыслового содержания и целевой направленности расходов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by