Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Торговля. Общепит
12.07.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Развитие белорусского ритейла: хватит ли товарооборота для площадей

Бурный рост торговых площадей магазинов современных форматов в Беларуси не сопровождался адекватным увеличением товарооборота. Периодические девальвации рубля и снижение покупательной способности населения существенно отразились на развитии отечественной розничной торговли.

Планы развития отечественной торговой сети формировались исходя из уверенности в стабильном росте благосостояния населения. Согласно Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011–2015 годы, утв. постановлением Минторга от 29.12.2011 № 178, основной тенденцией развития розничной торговли должно было стать ее динамичное развитие и увеличение доли отрасли в ВВП. Увеличение доходов граждан должно было повлечь ряд структурных преобразований, в т.ч. улучшение структуры питания, смещение потребительского спроса в сторону непродовольственных товаров, рост потребления сложнобытовой техники, мебели, теле-, радиотоваров, стройматериалов, одежды и обуви, товаров для спорта и отдыха, ювелирных изделий и др.

Под такие перемены планировалось укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей, а также размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности.

В реальности темпы роста торговли и потребления оказались в прошлой пятилетке выше, чем экономики в целом (диаграмма 1). Поэтому спад и снижение реальных доходов населения ощутимо отразились на ритейле, что наглядно подтверждается данными, приведенными в статистическом бюллетене «Розничная торговля и общественное питание в Республике Беларусь за 2015 год».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не состоялись и ожидаемые изменения в структуре розничного товарооборота. Здесь доля непродовольственных товаров так и не достигла значительного перевеса. Если в 2010 г. она составляла 49,2%, а в 2011 г. достигла 53,4% (под давлением ажиотажного спроса, спровоцированного чередой девальваций), то в 2012-м она уже опустилась до 51,5%, в 2014-м – до 50,7%, а в прошлом году – до 49,8%, т.е. практически вернулась на уровень 5-летней давности.

Влияние девальвации наглядно демонстрирует динамика розничного товарооборота в долларовом эквиваленте. Если в 2010 г. он составлял всего 21,8 млрд. USD, в 2011-м – 24,4 млрд., в 2012-м – 24,3 млрд., то в 2014-м достиг уже 31,1 млрд. USD, а в 2015-м упал до 21,2 млрд., т.е. ниже уровня 5-летней давности. Пропорционально сократился и розничный товарооборот на душу населения, а в еще большей степени – на квадратный метр торговой площади. Если в 2012 г. этот показатель составлял 5829 USD, а в 2013-м – 6705, то в 2014-м он снизился до 6214, а в 2015-м – до 4183 USD, причем не только из-за девальвации, но и из-за резкого роста торговых площадей.

Надежды на рост потребления подогревали развитие ритейла довольно долго. Число розничных торговых объектов выросло с 45,7 тыс. на конец 2010 г. до 54,1 тыс. на 1 января 2016 г., торговая площадь магазинов – с 3705 тыс. м2 до 5236 тыс. м2. Здесь следует отметить замедление темпов роста. Но если в 2014 г. по сравнению с 2013-м число торговых объектов увеличилось на 8,9%, а торговых площадей – на 11,1%, то в  2015 г. по сравнению с 2014-м – только на 0,9% и 4,6% соответственно. В то же время в расчете на 10 000 человек населения число розничных торговых объектов выросло с 48 на конец 2010 г. до 57 на 1 января 2016 г., а торговая площадь магазинов – с 3908 м2 до 5513 м2. По мнению специалистов, уровень обеспеченности торговыми площадями населения достиг оптимального уровня – исходя из покупательской способности. Поэтому количественный рост сменился потребностью в качественных изменениях. Торговые организации вынуждены бороться за покупателя, предлагать разнообразные скидки, акции и т.п.

В ритейле, в отличие от некоторых других отраслей, доминирует частный сектор и иностранный капитал. Доля государственных торговых организаций сократилась здесь с 11,9% розничного товарооборота в 2010 г. до 8,1%. Впрочем, и удельный вес частников уменьшился с 83,2% до 74,7% (в т.ч. с долей государства – с 9,8 до 8,6%). Зато доля иностранных компаний на отечественном рынке выросла с 4,9 до 17,2%.

Еще более заметно изменение структуры розничного товарооборота по типам субъектов хозяйствования (диаграмма 2). В последние 3 года наблюдался последовательный рост доли крупных организаций, тогда как в остальных сегментах шло сокращение. Исключение составили средние организации, которые после резкого спада смогли увеличить свою долю с 5,8% в 2014 г. до 6,6% в 2015 г.

Диаграмма 2. Изменение структуры розничного товарооборота по типам субъектов хозяйствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отдельных сегментах развитие шло разнонаправленно. Так, число интернет-магазинов в республике выросло за 5 лет в 6,2 раза, причем за прошлый год на 11,7%, до 3431. Но 2/3 из них (2248) находятся в Минске. Доля онлайн-торговли в розничном товарообороте динамично растет: с 1,3 в 2014 г. до 2% в 2015-м. Для сравнения: удельный вес розничного товарооборота, полученного на выставках-продажах, ярмарках, сократился за год с 0,2 до 0,1%, потребкооперации – с 7,3 до 6,9%, на рынках, в торговых центрах – с 19,9 до 18,6%.

Среди целей Концепции значилось упорядочение деятельности рынков, включая их поэтапное перепрофилирование в современные торговые центры. Планировалось, что рынки будут развиваться по пути создания условий для продажи сельскохозяйственной продукции ее производителями, а также предоставления возможности физическим лицам для продажи принадлежащих им вещей. В результате прогнозировалось уменьшение с 2010 по 2015 гг. количества рынков на 30 единиц с одновременным увеличением торговых центров на 32 единицы, их площади на 29,6 тыс. м2, количества торговых объектов в торговых центрах – на 1179 единиц.

В реальности удалось «избавиться» только от половины рынков, зато торговых центров появилось почти в 5 раз больше, чем планировалось. На конец прошлого года в республике насчитывалось 387 рынков и 525 торговых центров. Общее число торговых мест и торговых объектов в них достигло 119 054, но фактически использовалось только 64,9%. На этот сегмент существенно повлияли изменения в законодательстве, ограничившие активность индивидуальных предпринимателей. С другой стороны, ситуация в экономике и малая емкость рынка не позволяют привлечь в торговые центры известные зарубежные бренды.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений