Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2211
EUR:
3.501
RUB:
3.5013
Золото:
248.82
Серебро:
3.07
Платина:
110.29
Палладий:
102.42
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Разрешение на продление срока завершения внешнеторговых операций: что нового

Фото: nrc.nl

Постановлением Правления Нацбанка от 01.08.2018 № 348 (далее – постановление № 348), вступившим в силу с 10 августа 2018 г., внесены изменения в постановление Правления Нацбанка от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций» (далее – постановление № 52). При этом Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утв. постановлением № 52 (далее – Инструкция), изложена в новой редакции.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание участ­никам внешнеэкономической деятельности после вступления в силу постановления № 348.

Изменения, внесенные в само постановление № 52, в основном носят процедурный характер и связаны с внутренними изменениями, которые произошли в Нацбанке, где за вопросы, связанные с продлением сроков завершения внешнеторговых операций, теперь отвечает не Главное управление валютно-финансового мониторинга Нацбанка, как было ранее, а главное управление центрального аппарата Нацбанка, осуществляющее мониторинг внешнеторговых операций.

Основное нововведение новой редакции Инструкции – это возможность обращения за разрешением на продление срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, в главные управления Нацбанка по областям, а не в сам Нацбанк, при более продолжительных сроках превышения, чем ранее.

Кому подавать заявление о продлении срока завершения

Напомним, что до 10 августа 2018 г., если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по нему предполагалось превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент был обязан обратиться за получением разрешения на его продление:

1) в Главное управление валютно-финансового мониторинга Нацбанка:

– при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышал установленный законодательством срок более чем на 90 календарных дней;

– при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышал установленный законодательством срок более чем на 60 календарных дней;

2) главное управление Нацбанка по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения):

– при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышал установленный законодательством срок не более чем на 90 календарных дней;

– при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышал установленный законодательством срок не более чем на 60 календарных дней.

С 10 августа 2018 г. этот порядок меняется – если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по нему предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан обратиться за получением разрешения:

1) в Нацбанк (подп. 4.1 п. 4 Инструкции):

– при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 185 календарных дней;

– при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 275 календарных дней;

– если резидент зарегистрирован на территории г. Минска и Минской области;

2) в главное управление Нацбанка по области по месту регистрации резидента (подп. 4.2 п. 4 Инструкции):

– при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 185 календарных дней;

– при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 275 календарных дней.

Отметим, что в аналогичной норме ранее действовавшей редакции Инструкции отсутствовало отдельное упоминание для порядка обращения за получением разрешения для резидентов, зарегистрированных на территории г. Минска и Минской области.

Порядок определения срока завершения

В п. 7 Инструкции уточнен порядок определения срока завершения внешнеторговой операции при выдаче разрешения. Он будет устанавливаться с даты начала внешнеторговой операции по дату, указанную резидентом в заявлении на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее – заявление), но не позднее даты, указанной в ходатайстве соответствующего государственного органа (государственной организации), облисполкома или Мингорисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей (ИП) – облисполкома или Мингорисполкома) (далее – ходатайство госоргана), в случае его представления. Ранее в Инструкции отсутствовала привязка устанавливаемого срока к дате, указанной в соответствующем ходатайстве госоргана.

Инструкция дополнена нормой (ч. 1 п. 8 Инструкции), согласно которой для продления срока завершения внешнеторговой операции (внесения изменений в ранее выданное разрешение) резидент должен направить в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) заявление по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции (см. ниже). Такая форма ранее отсутствовала, и ее введение, по мнению разработчиков новой редакции Инструкции, должно способствовать упрощению подготовки информации субъектами хозяйствования и ускорению процесса рассмотрения заявлений.

Необходимые документы теперь разрешено пред­ставлять в виде электронного документа с соблюдением требований законодательства об электронном документе и электронной цифровой подписи (ч. 2 п. 13 Инструкции). Аналогично в виде электронного документа (с соблюдением всех указанных условий) могут быть представлены и сведения о завершении внешнеторговой операции (ч. 3 п. 22 Инструкции).

В связи с этим в п. 8 Инструкции включены ч.ч. 2–4, регламентирующие порядок определения даты подачи заявления в зависимости от используемого способа подачи.

Так, датой подачи заявления на продление срока завершения внешнеторговой операции (внесения изменений в ранее выданное разрешение), представляемого по электронным каналам связи, считается дата поступления электронного документа в документальную информационную систему Нацбанка.

Датой подачи заявления на бумажном носителе (ранее уточнение про вид носителя отсутствовало), представляемого в виде почтового отправления, как и прежде, считается дата его передачи на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим календарным штемпелем, а представляемого иным способом (нарочным, с использованием ящика для корреспонденции в фойе здания Нацбанка и т.д.) – дата его регистрации как входящего документа.

Какие документы необходимо подавать в Нацбанк

В п. 10 Инструкции установлено, что разрешение выдается по форме согласно приложению 2 к Инструкции, а не приложения 1, как сейчас. Кроме того, определено, что при внесении изменений в разрешение резиденту должны быть направлены письма с указанием вносимых изменений. Сама форма разрешения при этом практически не изменилась, за исключением реквизита «Подпись».

Исходя из п. 11 Инструкции для получения разрешения резидент представляет в Нацбанк (глав­ные управления Нацбанка по областям) документы в соответствии с п.п. 1–6 перечня документов, представляемых в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений (внесении изменений в разрешения) на продление сроков завершения внешнеторговых операций, согласно приложению 3 к Инструкции (далее – перечень), а для внесения изменений – дополнительно документы, указанные в п. 7 перечня, с обоснованием необходимости внесения изменений в разрешение. Отметим, что сейчас в п. 7 перечня упомянуты копии документов (при их наличии), обосновывающих необходимость внесения изменений в разрешение, а ранее такое уточнение в Инструкции отсутствовало, хотя копии этих документов в перечне были указаны.

Как и ранее, резидент имеет право представить вместе с заявлением и иные документы, не упомянутые в перечне (ч. 2 п. 11 Инструкции).

Процедурные вопросы

Еще одно «процедурное» дополнение: согласно ч. 2 п. 15 Инструкции Нацбанк (главное управление Нац­банка по области) не рассматривает поступившие от резидента сведения и документы, а также не возвращает к рассмотрению заявления резидента, по которому уже выдано разрешение либо направлен отказ в выдаче разрешения, за исключением случаев повторного (очередного) обращения резидента с заявлением в установленном Инструкцией порядке либо представления документов, подтверждающих своевременность обращения резидента за продлением срока завершения внешнеторговой операции. При этом под очередным продлением срока завершения внешнеторговой операции считается третье и последующие обращения по данному вопросу.

В п. 16 Инструкции уточнено, что в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения, а также при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица и требующих внесения изменений в разрешение, вновь созданное юридическое лицо обязано обратиться за получением нового разрешения до истечения срока ранее выданного разрешения (ранее последнее уточнение отсутствовало) в порядке, установленном Инструкцией.

В то же время в случае изменения наименования юридического лица, фамилии, собственного имени или отчества (если таковое имеется) ИП, получившего разрешение (п. 17 Инструкции), резидент теперь обязан обратиться за внесением соответствующих изменений в разрешение в порядке, установленном Инструкцией, до истечения срока ранее полученного разрешения, а не в течение 15 календарных дней со дня проведения указанных изменений, как в настоящее время.

Ранее получить дубликат разрешения можно было только в случае его утраты. Теперь же выдача дубликата разрешения ничем не оговаривается – достаточно лишь подать соответствующее заявление. Как и прежде, до выдачи дубликата действие разрешения не приостанавливается.

В п. 21 Инструкции, в котором перечислены случаи, когда Национальный банк (главное управление Национального банка по области) отказывает резиденту в выдаче разрешения, уточнен один из них. Отказ последует при невыполнении заявителем одного либо совокупности условий (было – одного либо нескольких условий), установленных Совмином и Нацбанком. При этом установлено, что обязательность выполнения одного либо совокупности условий определяется в зависимости от нескольких факторов: характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств, а также с учетом ходатайства соответствующего государственного органа (государственной организации), облисполкома или Мингорисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и ИП – облисполкома или Мингорисполкома), в случае его представления.

Изменения, внесенные в приложения к Инструкции

Что касается примерной формы заявления, которой дополнена Инструкция (приложение 1), то в нем должна быть указана следующая информация: наименование резидента (полное и сокращенное согласно свидетельству о государственной регистрации); его учетный номер плательщика (УНП); адрес резидента (юридический и почтовый); контактное лицо, его должность и телефон; адрес электронной почты (при его наличии); вид внешнеторговой деятельности по договору; номер договора, дата его заключения (указывается только один внешнеторговый договор); регистрационный номер сделки (при его наличии); сумма внешнеторговой операции, срок завершения которой необходимо продлить, дата, номер, наименование документа, которым она оформлена; наименование контрагента-нерезидента и его местонахождение (страна регистрации); запрашиваемая дата завершения внешнеторговой операции и обоснование необходимости продления срока ее завершения до указанной даты.

Кроме того, в заявлении необходимо дополнительно указать: привлекался ли резидент, причем неоднократно, к административной ответственности за нарушение законодательства Беларуси в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате данного обращения (есть/нет); наличие судебного производства, связанного с проведением указанных внешнеторговых операций (есть/нет); наличие ходатайства вышестоящего госоргана либо исполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент; является ли запрашиваемое продление внешнеторговых операций повторным (очередным).

Уточнен и перечень документов, представляемых в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений (внесении изменений в разрешения) на продление сроков завершения внешнеторговых операций.

С 10 августа 2018 г. в этот перечень входят:

1) заявление резидента;

2) копия внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего факт заключения внешнеторгового договора, а также копия (копии) документа(ов), посредством которого(ых) оформлена внешнеторговая операция;

3) информация в письменном виде, полученная в т.ч. от контрагента по внешнеторговому договору (иного участника внешнеторговой сделки), которая может быть использована в обосновании невозможности исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, с учетом сложившихся обстоятельств и (или) объективных причин, содержащая указание на планируемую дату выполнения обязательств, а также иные сведения и (или) документы, подтверждающие завершение внешнеторговой операции в срок, превышающий установленный законодательством, либо невозможность ее завершения в такой срок (при наличии);

4) копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы и др.) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при наличии);

5) копии документов (при наличии), обосновывающих необходимость внесения изменений в разрешение.

Кроме того, в перечне упоминаются еще и ходатайства соответствующего госоргана, которые отличаются в зависимости от того, является ли обращение за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом, повторным, либо необходимость пред­ставления такого ходатайства определена Нацбанком (главными управлениями Нацбанка по областям).

В Нацбанке также уточнили, что верность копий документов, представляемых на бумажном носителе, должна быть засвидетельствована подписью руководителя (его заместителя) юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченных им лиц.

* * *

Возможность обращения за разрешением на продление срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, в главные управления Нацбанка «на местах», а не в сам Нацбанк, при более продолжительных сроках превышения, чем ранее, несомненно, должна упростить условия работы нашим экспортерам и импортерам.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений