Раскрытие информации на рынке ценных бумаг
Для развития фондового рынка большое значение имеет наличие действенной системы и раскрытия, и защиты деловой информации. Такая система должна, с одной стороны, снабжать инвесторов, регуляторов и остальных участники рынка необходимыми для работы сведениями, а с другой – исключить доступ к ним посторонних лиц и использование подобной информации для недобросовестной конкуренции, гринмейла и рейдерских действий. Для решения этой задачи в белорусском законодательстве в 2016 г. появился ряд новшеств.
Для развития фондового рынка большое значение имеет наличие действенной системы и раскрытия, и защиты деловой информации. Такая система должна, с одной стороны, снабжать инвесторов, регуляторов и остальных участники рынка необходимыми для работы сведениями, а с другой – исключить доступ к ним посторонних лиц и использование подобной информации для недобросовестной конкуренции, гринмейла и рейдерских действий. Для решения этой задачи в белорусском законодательстве в 2016 г. появился ряд новшеств.
Согласно ст. 13 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в ред. от 15.07.2015 № 308-З, далее – Закон № 2020-XII) участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его документацией в объеме и порядке, установленных уставом. При этом в соответствии со ст. 14 Закона № 2020-XII в уставе, среди прочего, должны быть определены порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе.
Исходя из ст. 54 Закона от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 231-З) к конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг относятся инсайдерская и закрытая информация.
Перечень лиц, располагающих инсайдерской информацией на рынке ценных бумаг, определен в ч. 1 ст. 60 Закона № 231-З. Эти лица не имеют права использовать данную информацию в личных целях, а также передавать ее третьим лицам, за исключением случаев, установленных законодательными актами РБ.
В ст. 61 Закона № 231-З определяется круг лиц, располагающих закрытой информацией на рынке ценных бумаг, которые не вправе передавать такую информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 231-З и иными законодательными актами РБ. Эти лица также не вправе отчуждать ценные бумаги эмитента в течение 6 месяцев со дня их приобретения. За незаконное использование либо распространение указанной информации эти лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами РБ.
Сделки с ценными бумагами, совершенные с нарушением требований ст.ст. 60 и 61 Закона № 231-З, являются ничтожными.
В силу норм ст. 43 Закона № 231-З конфиденциальную информацию о депоненте составляют сведения о нем (наименование и место нахождения (для юридических лиц) либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства или место пребывания (для физических лиц)), состоянии счета «депо» депонента и об операциях депонента по счету «депо».
Сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депоненте, являются охраняемой законодательными актами РБ тайной. Они могут предоставляться только ограниченному кругу лиц при соблюдении определенных условий.
Обязанности депозитария
Депозитарий вправе предоставлять сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депоненте, ему самому и его представителям при наличии у них соответствующих полномочий, а также аудиторским организациям или аудиторам – индивидуальным предпринимателям (ИП), оказывающим аудиторские услуги депоненту. В случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депоненте, предоставляются также:
– судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве, а также по исполнительным документам;
– органам принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве;
– прокурору или его заместителю;
– с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам;
– органам Комитета госконтроля РБ;
– налоговым и таможенным органам;
– нотариусам для совершения нотариальных действий в отношении ценных бумаг депонента;
– республиканскому органу госуправления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг, либо его уполномоченному структурному подразделению;
– эмитенту ценных бумаг в виде реестра владельцев ценных бумаг данного эмитента;
– иным юридическим или физическим лицам.
Иной круг лиц может быть установлен Президентом и международными договорами РБ.
Депозитарии предоставляют конфиденциальную информацию о депонентах в части их ценных бумаг, обремененных залоговыми обязательствами, в центральный депозитарий для последующего предоставления этой информации в рамках интегрированного информационного ресурса об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами, банкам, небанковским кредитно-финансовым и лизинговым организациям в порядке, определяемом Совмином.
Центральный депозитарий, депозитарии, их должностные лица и другие работники, иные лица, имеющие (имевшие) доступ к конфиденциальной информации о депоненте в силу гражданско-правового договора, а также лица, имеющие (имевшие) доступ к конфиденциальной информации о депоненте в силу служебного положения, не вправе передавать такую информацию третьим лицам, за исключением случаев, установленных Законом № 231-З и иными законодательными актами РБ, или использовать ее иным образом в личных целях. Также в ст. 13 Закона № 2020-XII и п. 3 ст. 64 ГК среди обязанностей участников хозяйственного общества названо требование не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества, полученную в связи с участием в нем.
Лица, в т.ч. должностные лица государственных органов и иных указанных выше государственных организаций, а также лица, входящие в состав коллегиальных органов управления и контрольных органов эмитента, и иные лица, имеющие (имевшие) в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора доступ к сведениям, внесенным в реестр владельцев ценных бумаг, не вправе передавать такие сведения третьим лицам, за исключением случаев, установленных законодательными актами РБ, или использовать их иным образом в личных целях.
Обязанности эмитента
Статья 71 Закона от № 2020-XII обязывает акционерное общество заключить с депозитарием договор на депозитарное обслуживание, в соответствии с условиями которого по требованию этого АО депозитарий формирует реестр акционеров.
Эмитенты обязаны вести работу с реестром владельцев ценных бумаг в соответствии с утвержденным ими регламентом, с учетом требований, определенных Минфином, и принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в данный реестр. При этом эмитенты вправе предоставлять такие сведения только аудиторской организации или аудитору – ИП, оказывающим аудиторские услуги эмитенту, а также госорганам, юридическим или физическим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, в т.ч.:
– судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве;
– прокурору или его заместителю;
– с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам;
– органам Комитета госконтроля;
– налоговым органам;
– нотариусам для совершения нотариальных действий;
– республиканскому органу госуправления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Порядок предоставления
Особенности предоставления конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг, включая конфиденциальную информацию о депонентах и сведения из реестра владельцев ценных бумаг, регламентируются постановлением Минфина от 5.09.2016 № 80 (далее – постановление № 80). Оно вступает в силу с 9 октября т.г. и заменяет постановление Минфина от 4.09.2009 № 111 «О требованиях к регламенту работы акционерного общества с реестром владельцев ценных бумаг».
В соответствии с постановлением № 80 особенности работы эмитента, депозитария с конфиденциальной информацией (далее – Правила) устанавливаются в следующих локальных нормативных актах:
– в регламенте работы эмитента с реестром владельцев ценных бумаг, который утверждается эмитентами, являющимися акционерными обществами, – общим собранием акционеров либо иным органом управления АО, если он уполномочен на принятие такого решения уставом АО;
– эмитентами, созданными в иных организационно-правовых формах, – руководителем либо органом управления, уполномоченным учредительными документами;
– в регламенте депозитария, определяющем порядок и условия осуществления депозитарной деятельности, который утверждается руководителем либо органом управления, уполномоченным учредительными документами.
Правила, насчитывающие более одного листа, нумеруются, прошиваются, заверяются подписью руководителя и скрепляются печатью депозитария, эмитента.
Правила должны включать:
– перечень уполномоченных работников – сотрудников, ответственных за предоставление и обеспечение сохранности конфиденциальной информации, а также имеющих доступ к конфиденциальной информации, содержащейся на бумажных носителях и (или) в электронном виде, в соответствии с их должностными инструкциями;
– порядок и условия предоставления доступа к конфиденциальной информации, ее передачи уполномоченным работником, разграничение доступа по кругу лиц и характеру информации;
– порядок учета работников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, а также лиц, получивших ее в случае получения такой информации на бумажных носителях нарочным;
– порядок осуществления мероприятий по обеспечению сохранности конфиденциальной информации;
– порядок хранения конфиденциальной информации, в т.ч. ее копий на бумажных носителях и в электронном виде (место, условия и срок хранения);
– порядок ведения учетных регистров, предназначенных для учета лиц, получивших конфиденциальную информацию.
Правила могут содержать, по усмотрению эмитента, депозитария, иные положения, не противоречащие законодательству РБ о рынке ценных бумаг и о хозяйственных обществах, направленные на обеспечение защиты сведений, содержащих конфиденциальную информацию.
На практике достаточно большое количество разнообразной информации об акционерном обществе имеет существенное значение как для акционеров, так и для иных заинтересованных лиц. Но ни объем, ни формат предоставления таких сведений не урегулирован законодательными актами. Поскольку защита конфиденциальной, в т.ч. инсайдерской информации, очень важна для АО, желательно предусмотреть в локальном нормативном правовом акте (ЛНПА) перечень сведений, которые общество считает нужным раскрывать, а также правила их раскрытия. Обычно таким ЛНПА является Положение об информационной политике, в котором приводится перечень конфиденциальной и инсайдерской информации, порядок ее защиты, а также порядок доступа к ней, сроки и способы раскрытия информации, ее формат и т.д.
В свою очередь, для самих акционеров важно, какую информацию, содержащуюся в документах АО, они могут получить. Поэтому в ЛНПА рекомендуется определить достаточно обширный перечень подобных документов, а также сроки и порядок предоставления содержащейся в них информации. Причем право на получение такой информации рекомендуется предоставить каждому акционеру независимо от количества принадлежащих им акций. Обеспечение доступа к такой информации рекомендуется поручить корпоративному секретарю.
Защита и распространение
АО обязано принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр, и вправе предоставлять такие сведения госорганам, юридическим или физическим лицам в соответствии с законодательными актами. Члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, члены ревизионной комиссии (ревизор) хозяйственного общества, аудиторы, оказывающие хозяйственному обществу аудиторские услуги, иные лица, имеющие (имевшие) в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора доступ к сведениям, внесенным в реестр, не вправе передавать такие сведения третьим лицам, за исключением случаев, установленных актами законодательства, или иным образом использовать их в личных целях.
Регламент работы АО с реестром владельцев ценных бумаг кроме указанных положений должен содержать и порядок работы работников АО со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, а также с иными документами, содержащими сведения из реестра.
Документы, содержащие конфиденциальную информацию, предоставляются депозитарием, эмитентом по запросу лица, имеющего право на получение такой информации согласно законодательным актам РБ, одним из двух способов:
– в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным законодательством, предъявляемым к таким документам и их защите;
– на бумажных носителях – нарочным (курьером) или почтовым отправлением.
Документы на бумажных носителях, содержащие конфиденциальную информацию, хранятся в местах, исключающих несанкционированный доступ к ним посторонних лиц.
Документы в электронном виде, содержащие конфиденциальную информацию, хранятся в компьютерной системе, сети, на машинных или цифровых носителях, обеспечивающих систему защиты от несанкционированного доступа, который ограничивается в соответствии с нормативными правовыми актами РБ, регулирующими работу с информацией, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
При использовании средств по обработке и доставке электронных депозитарных документов доступ к конфиденциальной информации ограничивается в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление депозитарной деятельности.
Запрос о предоставлении конфиденциальной информации лицам, имеющим право на получение такой информации в соответствии с законодательными актами, исполняется при наличии в нем:
– цели, основания получения конфиденциальной информации, а также полномочий на ее получение;
– полного наименования госоргана, юридического лица, фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) физического лица либо представителя физического лица, запрашивающего информацию;
– регистрационного номера и даты госрегистрации юрлица, за исключением госоргана, наименования регистрирующего органа (при его наличии), иного идентификационного номера нерезидента, запрашивающего информацию;
– подписи руководителя (уполномоченного лица) госоргана, юрлица и оттиска печати (в случае получения ими конфиденциальной информации) либо подписи физического лица.
В учетных регистрах депозитария (эмитента) при предоставлении конфиденциальной информации фиксируются данные о ее получателях, в т.ч. полное наименование госоргана, юрлица, фамилия, имя, отчество физического лица либо его представителя, регистрационный номер и дата госрегистрации юрлица, за исключением госоргана, наименование регистрирующего органа (при его наличии), иной идентификационный номер нерезидента, запрашивающего информацию. Кроме того, в регистрах фиксируются реквизиты документа, удостоверяющего личность работника госоргана, юрлица, физического лица либо его представителя (указывается в случае получения документов на бумажных носителях нарочным).
Указанные требования к содержанию запроса и фиксации данных о получателе в учетных регистрах не распространяются на предоставление и формирование депозитарием реестра владельцев ценных бумаг по запросу эмитента, а также предоставление выписки об операциях по счету «депо» (разделу счета «депо») и (или) выписки о состоянии счета «депо» по запросу депонента, которое осуществляется депозитарием в порядке, установленном нормативными правовыми актами РБ, регулирующими осуществление депозитарной деятельности.
Ответственность
Лица, которым согласно ст. 43 Закона № 231-З и ст. 71 Закона № 2020-XII могут предоставляться конфиденциальная информация о депоненте либо сведения, внесенные в реестр владельцев ценных бумаг, несут ответственность за разглашение полученных ими данных в соответствии с законодательными актами РБ. Так, предоставление реестра владельцев ценных бумаг, а также конфиденциальной информации о депоненте лицам, не имеющим на то законных прав или полномочий, влечет на основании п. 3 ст. 11.11 КоАП наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. Кроме того, в силу норм ст. 2261 УК незаконное использование либо распространение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в СМИ либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такая информация известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок, а если те же действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности – ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на срок до 5 лет.
Отдел финансов «ЭГ»
(Продолжение следует)