Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
22.04.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Расходы в период простоя

В связи с отсутствием заказов организация с середины января 2016 г. находиться в простое. При этом оплачиваются арендная плата за аренду офиса, коммунальные платежи, услуги связи, работникам начисляется заработная плата, производятся отчисления в Фонд социальной защиты населения, начисляется амортизация основных средств и нематериальных активов.

Можно ли перечисленные расходы целиком или частично не списывать на счета учета затрат, а отнести на расходы будущих периодов?

Нет. Данные расходы должны признаваться в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Это вытекает из принципа соответствия доходов и расходов, установленного п. 5 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102). Этот принцип предусматривает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

При этом расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Пункт 32 Инструкции № 102 прямо указывает, что расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В рассматриваемом в вопросе случае расходы осуществляются в период, когда в организации отсутствуют соответствующие им доходы. Однако эти расходы не могут быть соотнесены с доходами какого-то определенного периода в будущем, а потому должны списываться в том периоде, в котором они произведены.

В то же время, поскольку организация находится в простое, то, очевидно, продукция не выпускается, услуги не оказываются. Следовательно, произведенные затраты невозможно включить в себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, которая включает прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам (п. 9 Инструкции № 102).

В соответствии с п.п. 10, 11 Инструкции № 102 в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность:

– условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываются в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством;

– условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты включаются в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов или относятся к управленческим расходам в порядке, установленном учетной политикой организации, и списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»).

Затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации, в т.ч. затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты отражаются на счете 25 «Общепроизводственные затраты» (п. 27 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, далее – Инструкция № 50). Такие затраты списываются записью:

Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др. – К-т сч. 25 «Общепроизводственные затраты» или

Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» – К-т сч. 25 – если речь идет о списании условно-постоянных затрат.

Так как в период простоя отсутствует выпуск продукции, оказание услуг, то затраты, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные затраты», могут быть списаны на субсчета счета 90:

– 90-5 «Управленческие расходы» – в части затрат, связанных с управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации,

– субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» – в части затрат, относящихся к затратам по обслуживанию производства, которые ранее (до про­стоя) включались в себестоимость.

Затраты, связанные с управлением организацией, в т.ч. начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты отражаются счете 26 «Общехозяйственные затраты» (п. 28 Инструкции № 50). В дальнейшем такие затраты списываются записью:

Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и других счетов – К-т сч. 26 «Общехозяйственные затраты».

В период простоя отраженные на счете 26 «Общехозяйственные затраты» условно-постоянные косвенные затраты могут быть списаны на субсчет 90-5 «Управленческие расходы», а затраты, которые ранее включались в себестоимость продукции, – на субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности».

Расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, в т.ч. расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции, на доставку продукции к месту отправления, на погрузку в транспортные средства, на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, отражаются на счете 44 «Расходы на реализацию» (п. 35 Инструкции № 50). Такие затраты списываются записью:

Д-т сч. 90, субсч. 6 «Расходы на реализацию» – К-т сч. 44 «Расходы на реализацию».

Такие записи осуществляются и в период простоя, если в это время происходит реализация остатков товаров и готовой продукции.

Что касается амортизации, то здесь следует учитывать фактическое использование имущества. Согласно п. 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6, амортизационные отчисления по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, производятся на протяжении всего срока полезного использования объектов и отражаются путем ежемесячного включения амортизационных отчислений:

– в затраты на производство или расходы на реализацию – при нахождении объектов основных средств в эксплуатации; в простое продолжительностью до 3 месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта;

– в состав прочих расходов по текущей деятельности – при нахождении объектов основных средств в простое продолжительностью свыше 3 месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта, в простое, вызванном полной остановкой производства продукции (работ, услуг) в структурном подразделении организации или организации в целом, а также при нахождении в запасе.

Таким образом, амортизационные отчисления по основным средствам в период простоя, вызванного полной остановкой производства продукции, следует отражать в составе прочих расходов по текущей деятельности на субсчете 90-10 «Прочие доходы и расходы по текущей деятельности» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Временное прекращение начисления амортизации нематериальных активов, в т.ч. в связи с простоем, Инструкцией № 37/18/6 не предусмотрено.

В то же время организация может воспользоваться нормами постановления Совмина от 9.02.2016 № 110 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2016 году» (далее – постановление № 110), в соответствии с которым субъекты хозяйствования вправе принять решение о неначислении с 1 января по 31 декабря 2016 г. амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств.

При принятии такого решения следует иметь в виду, что не начислять амортизацию можно только в течение всего года. Начисление (неначисление) амортизации в отдельных месяцах данного периода не допускается.

Также нужно помнить, что при применении норм постановления № 110 продлеваются как нормативные сроки службы, так и сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов на срок, равный 12 месяцам.

Отдел бухгалтерского учета "ЭГ"

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений