Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Страхование
22.11.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Программа на пятилетку: больше возможностей и меньше ограничений

В ближайшие 5 лет рынок страховых услуг должен вырасти в 1,8 раза. Такие задачи ставятся в Республиканской программе развития страховой деятельности на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 15.11.2016 № 922. Здесь определены основные направления развития этого сегмента в условиях углубления экономической интеграции и создания в рамках Евразийского экономического союза общего финансового рынка.

На сегодня в республике работает 19 страховых организаций, из них 8 – государственных и c долей собственности государства, 8 – с участием иностранного капитала, и 29 страховых брокеров. Доля иностранных инвестиций в уставных фондах страховых компаний на 1 января т.г. составила всего 3,2% при установленной квоте в 30%. В отрасли работают 17,5 тыс. человек, в т.ч. 11,1 тыс. страховых агентов.

В ходе выполнения предыдущей программы, по мнению ее авторов, удалось обеспечить поступательную динамику развития рынка и укрепление устойчивости его функционирования. Так, в 2015 г. по сравнению с 2010-м объем взносов вырос в 6,1 раза, более чем до 8,2 трлн. Br (до деноминации), или 0,95% ВВП, в т.ч. по добровольному страхованию – в 6,4 раза (4,3 трлн. Br), по обязательному страхованию – в 5,9 раза (3,9 трлн. Br). Удельный вес взносов по видам добровольного страхования в общем портфеле увеличился с 50 до 52%. Собственный капитал страховых организаций за 2011–2015 гг. вырос в 6,9 раза, до 13,6 трлн. Br, активы – в 7,8 раза (25,2 трлн.), страховые резервы – в 8,4 раза (8,7 трлн. Br).

К сожалению, из-за ухудшения макроэкономической ситуации, из 7 прогнозных показателей развития страхового рынка за 2015 год и в целом за пятилетку удалось выполнить только 2 (темпы роста страховых взносов по страхованию экспортных рисков с поддержкой государства и отношение активов страховых организаций к ВВП).

Точками роста добровольного страхования стали страхование имущества предприятий и граждан (плюс 1,7 трлн. Br), страхование жизни и дополнительной пенсии (плюс 0,5 трлн. Br), страхование медицинских расходов (плюс 0,4 трлн. Br), а также страхование предпринимательских рисков (плюс 0,3 трлн. Br). Это стало результатом активной позиции страховых организаций на рынке. В среднем за год страховщики внедряли 28 новых продуктов, которые обеспечивали развитие рынка в различных направлениях (имущественное страхование, страхование ответственности, предпринимательского риска и комплексное страхование рисков). Развитию добровольного страхования способствовала корректировка законодательства. В частности, перечень видов страхования, взносы по которым включаются в затраты, расширился с 9 до 17, страхователям было разрешено включать в затраты взносы по страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой компании и организации здравоохранения, увеличился предельный размер взносов, включаемых в затраты, по договорам страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов. В текущей пятилетке подобные ограничения планируется полностью отменить.

Страховые организации получили право перечислять страхователю часть страховой выплаты авансом, сохранять действие договора страхования дополнительной пенсии в случае временных финансовых трудностей у страхователя и т.п.

В результате рынок страхования жизни вырос за 5 лет в 7,4 раза, достигнув в прошлом году 600 млрд. Br (7% общего объема взносов). Объем средств страховых резервов, инвестированных и размещенных на счетах в банках, вырос с 0,16 до 0,3% от ВВП (с 0,3 до 2,6 трлн. Br).

Страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов в 2015 г. составили 380,3 млрд. Br, что в 24,2 раза больше, чем в 2010-м, а их удельный вес в объеме страховых взносов по видам добровольного страхования вырос с 2,3% до 8,9%. Тем не менее уровень охвата страхованием потенциальных рисков остается невысоким, а отношение страховых взносов к ВВП – гораздо ниже, чем у соседей. Например, в России этот показатель составляет 1,3%, а в ряде стран Восточной Европы – выше на 1–1,5 п.п.

В текущей пятилетке страхование в Беларуси должно развиваться с учетом предстоящей гармонизации законодательств в сфере страхования стран ЕАЭС. При этом ставится цель увеличить уровень капитализации и финансовой устойчивости страховых компаний, чтобы они смогли конкурировать в условиях открытого рынка.

В частности, страховые компании, созданные до 1.07.2014 г., должны увеличить до 1.05.2017 г. свои уставные фонды до 5 млн. EUR в эквиваленте. В дальнейшем в рамках мер по дедолларизации экономики планируется перейти к определению минимального размера уставного фонда в национальной валюте (с ежегодной корректировкой на уровень инфляции) и пересматривать его не чаще 1 раза в 2 года.

Предполагается перейти от надзора, ориентированного на контроль за соблюдением норм законодательства о страховании, на риск-ориентированный надзор (система оценки рисков). Будут приняты меры по определению порядка внедрения в страховых организациях внутренних систем оценки и управления рисками, контроля. Планируется измененить подходы к расчету капитала страховых компаний на основе использования международного стандарта Solvency II, уделить особое внимание достаточности страховых резервов и повышению профессиональной подготовки актуариев.

Также планируется усовершенствовать порядок перестрахования. Государственная перестраховочная организация будет наделена правом отказа в приеме страховых рисков, а страховым организациям будет позволено перестраховывать риски в других отечественных и зарубежных страховых компаниях. Будет снижен размер обязательной передачи риска выполнения обязательств, принятых по договорам добровольного страхования иным, чем страхование жизни, превышающих установленный законодательством норматив ответственности.

Планируется отменить излишние административные барьеры, в т.ч. перейти от согласительной к уведомительной процедуре представления правил страхования, отменить обязанность страховых организаций размещать и учитывать средства страховых резервов на спецсчетах, упразднить норматив расходов на ведение дела. Поэтапно будут выравниваться условия деятельности страховых организаций различных форм собственности.

Для недопущения избыточного распространения обязательного страхования, которое может расцениваться гражданами как дополнительный налог, дающий право на получение компенсации всякого рода убытков со стороны государства, планируется перейти к определению размеров страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования в национальной валюте, поэтапно предоставить право их осуществления страховым организациям всех форм собственности. Будут корректироваться порядок и условия осуществления существующих в республике видов обязательного страхования, в т.ч. строений, принадлежащих гражданам, страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, ответственности владельцев транспортных средств и т.д.

В результате к концу 2020 г. по сравнению с 2015-м объем страховых взносов по всем видам страхования должен вырасти в 1,84 раза (в т.ч. по видам обязательного страхования – на 69,6%, добровольного – на 97,5%), а страховых взносов на душу населения – в 1,8 раза. Отношение страховых взносов к ВВП должно достичь 1,05%, а активов страховых организаций – 3,1%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by