Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проблемы и решения
12.02.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Программа эпохи неопределенности©

Правительство обещает на следующей неделе представить парламенту проект программы своей деятельности на 2016–2020 годы. Однако, строя планы на 5 лет вперед, власти еще не разобрались с неопределенностью текущего момента.

В числе первоочередных задач, которые должны решить власти, – восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса, повышение эффективности работы АПК, диверсификация экспорта, рациональное импортозамещение, создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, эффективное кредитование, концентрация ресурсов на перспективных инвестиционных проектах. Среди приоритетов премьер-министр Андрей Кобяков также назвал выполнение валютных обязательств, улучшение условий ведения бизнеса, снижение административной нагрузки, внедрение механизма оценки регуляторного воздействия на бизнес.

Главной проблемой в стратегическом планировании является высокая степень неопределенности развития внешнеэкономических факторов, труднопредсказуемость ситуации на экспортных рынках. «Белорусской экономике сейчас сложно. Еще два месяца назад мы имели один прогноз, основанный на экспертных оценках международных финансовых институтов, это 50 USD за баррель нефти, 63 USD/RUB, 18 689 USD/Br за доллар, сейчас ситуация резко изменилась. Теперь мы имеем около 30 USD/барр, курс российского рубля – около 80 USD/RUB, – пожаловался глава правительства. – Если все сохранится в неизменном состоянии, таком, как мы имеем сегодня, среднегодовой курс белорусского рубля в этих условиях останется на уровне 22 719 USD/Br». Но «никто не может с высокой степенью вероятности сказать, как будет себя вести внешняя рыночная стихия», а потому нужно быть готовыми к худшему сценарию.

Премьер-министр не уточнил, какие именно международные финансовые структуры снабжали наше правительство своими экспертными оценками. Как правило, любой уважающий себя институт составляет сразу несколько сценариев: базовый, оптимистичный и негативный, пытаясь смоделировать максимальное число вариантов развития событий и вероятность их реализации. Еще в декабре 2015 г. многие зарубежные и отечественные аналитики считали достаточно высокой вероятность негативных сценариев на 2016-й и последующие годы, в основе которых лежали низкие цены на нефть, укрепление доллара, падение курса сырьевых валют, в т.ч. российского рубля, и ряд других неприятностей. Можно только гадать, почему эти (в основном достаточно авторитетные) мнения не были учтены при подготовке белорусского бюджета и планов на текущий год. При этом сегодня уровень неопределенности только растет: отчеты международных финансовых институтов не перестают шокировать публику все новыми и новыми прогнозами, каждый из которых противоречит предыдущим и друг другу, а через несколько дней после публикации – событиям на мировых финансовых и товарных рынках.

Теперь власти обнаружили, что бюджетный разрыв между утвержденным сценарием «50 – 63 – 18 689» и сегодняшними «30 – 80 – 22 719» составляет порядка 38 трлн. Br, или 14% расходной части консолидированного бюджета. Выходить из положения правительство намерено с помощью пакета неотложных антикризисных мер. Подготовлено 7 проектов указов Президента и постановлений Совмина, направленных на обеспечение экономической безопасности страны, мобилизацию ресурсов, повышение оперативности и комплексности принятия решений на всех уровнях управления, повышение конкурентоспособности экономики, а также консолидацию бюджета.

В сообщениях СМИ о заседании президиума Совмина не упоминается, как конкретно будет закрываться этот разрыв. Учитывая, что в комплексе мер, утвержденных недавно Совмином и Нацбанком, имеется п. 76 «Разработка предложений по мобилизации в бюджет дополнительных доходов», можно ожидать любых фискальных сюрпризов. В СМИ и соцсетях уже циркулируют самые невероятные предположения о введении в недалеком будущем разнообразных налогов, отмене льгот и т.п.

Пока же глава правительства лишь пообещал, что одновременно с мерами по увеличению доходов предусматриваются меры и по сокращению расходов. В частности, планируется серьезно оптимизировать прежде всего непервоочередные капитальные расходы. Предусматриваются существенные изменения действующих подходов к формированию и финансированию государственных программ. Господдержка переводится на конкурсную основу и секторальный подход. «Предлагаемые изменения подтянут за собой проведение системных изменений в экономике, – заявил премьер-министр. – Предусматривается разделение функций регуляторного надзора и управления собственностью. Все эти подходы нашли отражение в предлагаемой программе деятельности правительства».

Программа выстроена исходя из стратегического приоритета восстановления сбалансированного экономического роста и повышения уровня жизни населения страны. «Предлагается в этой пятилетке начать формирование новой структуры экономики, обеспечивающей экономическую независимость страны, – продолжил руководитель правительства. – При этом параллельно с государственной должна развиваться частная инициатива, возрасти роль частного сектора».

Кроме того, декларируется ставший традиционным набор мер: работа по снижению затрат, в т.ч. в сфере энергетики и ЖКХ с параллельным изменением тарифов на услуги, уход от перекрестного субсидирования с одновременным усилением адресной социальной поддержки нуждающихся граждан, недопущение необоснованного роста цен.

Многие вопросы в рамках проекта программы требуют обсуждения, признал А.Кобяков. Это механизмы экспортного кредитования, распоряжение собственностью, тарифная и антимонопольная политика, стимулирование развития частного производственного бизнеса. Премьер-министр призвал к активному их обсуждению, но с одним условием: высказываться по существу и конструктивно. Предложения на тему «дайте денег» не принимаются.

Несмотря на столь суровое ограничение, вряд ли правительству удастся избежать подобных просьб от ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий, увязших в долгах. Это будет не менее сложно, чем реализовать продекларированные системные изменения в экономике – ведь большинство из них и представляют собой те самые структурные, а местами – даже рыночные реформы, о невозможности, ненужности и нежелательности которых периодически заявляют на высшем уровне.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений