Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Программы
22.12.2015 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОГНОЗ-2016: с ростом придется подождать©

Президент Александр Лукашенко 18 декабря подписал указы № 504 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год» и № 505 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год».

На следующий год запланированы рост ВВП не менее чем на 0,3%, производительности труда – на 1,5%, экспорта товаров и услуг – на 3,5%, реальных располагаемых денежных доходов населения – на 0,5%. Для достижения даже таких параметров, к сожалению, приходится больше рассчитывать на эффект «низкой базы», обусловленной масштабным спадом в 2015 г., чем на реальное улучшение ситуации. По сути, в следующем году страну ожидает стагнация: общий рост будет находиться в пределах статистической погрешности, а увеличение экспорта и доходов населения компенсирует менее трети потерь уходящего года.

Совмину поручено определить ключевые показатели эффективности работы руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Минского горисполкома, а также организаций, имущество которых находится в собственности государства или в уставных фондах которых 50 и более процентов акций принадлежит государству, кроме микроорганизаций и компаний с иностранным капиталом. Таким образом, до индикативного планирования, закон о котором обещали принять, в следующем году еще не дойдет. Правда, декларируется, что лишних показателей госпредприятиям устанавливать не будут, а тем, кто в Указе № 504 не упомянут, каких-либо заданий не станут доводить вообще. Зато правительству    поручено   обеспечить   до 1 марта 2016 г. разработку организациями детального плана мер по снижению затрат на производство товаров (работ, услуг) на 2016 г.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики в следующем году является снижение инфляции до 12%, что будет обеспечиваться путем контроля над денежным предложением. Прирост средней широкой денежной массы составит 16–20%. При этом ставка рефинансирования к концу года снизится до 21–24% годовых, а прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 14–18%. Таким образом, власти не стали прислушиваться к предложениям местных «кейнсианцев-глазьевцев», предлагавших стимулировать рост экономики с помощью денежной эмиссии и льготных кредитов. В то же время согласно Указу № 505 в 2016 г. будет проводиться гибкая курсовая политика, предусматривающая обеспечение динамики обменного курса на основе спроса и предложения на валютном рынке. Планируется нарастить золотовалютные резервы на 0,3 млрд. USD.

Напомним, в 2011–2015 гг. многие параметры прогноза социально-экономического развития систематически не выполнялись (см. таблицу). Особенно далеки от реальности оказались планы по росту ВВП. Но эти проблемы власти упорно объясняют в основном внешними факторами.

Теперь декларируется, что реализация мер по обеспечению макроэкономической стабильности должна снизить влияние от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и обеспечить устойчивое экономическое развитие Беларуси. По-видимому, главной мерой здесь следует считать сохранение относительно жесткой монетарной политики – с высокой ставкой рефинансирования и сокращением льготно-директивного кредитования, усиление борьбы со схемами налоговой оптимизации и увеличение скрытой фискальной нагрузки на население. Гораздо меньше приходится ожидать разгосударствления экономики и смены формата работы крупных госпредприятий, которые не в состоянии гибко реагировать на сигналы рынка и генерировать прибыль, нарастили гигантские долги (во многом – из-за просчетов правительственных программ) и теперь более чем когда-либо зависят от господдержки.

А вот насколько неблагоприятной будет внешняя конъюнктура, сегодня наперебой гадают зарубежные эксперты. Например, аналитики компании Pacific Investment Management Co. (PIMCO), под управлением которой находятся активы стоимостью около 1,5 трлн. USD, полагают, что мировой ВВП увеличится в 2016 г. на 2,6%, как и в текущем году, причем темпы роста экономик развитых стран сохранятся на нынешнем уровне, а развивающихся, в т.ч. Китая и России, замедлятся. При этом PIMCO ожидает в следующем году увеличения ключевой ставки ФРС США, что повлечет дальнейшее укрепление доллара и снижение цен на сырьевые товары. Правда, у нефтяных цен есть шанс на восстановление в случае существенного сокращения добычи, но есть целый ряд факторов, способных этому помешать. Достаточно пессимистично оценивают перспективы экономики РФ и российские ведомства. По базовому прогнозу Минэкономразвития, при 50 USD/барр. экономика вырастет в 2016 г. на 0,7%, а в 2017 г. – ускорится до 1,9%. Центробанк РФ при такой же цене нефти ждет спада в 2016 г. на 0,5–1%. А его рисковый сценарий при 35 USD/барр. предполагает спад экономики на 2–3%. Последняя динамика нефтяных цен говорит о том, что актуальность этого сценария возросла.

Таким образом, достижение утвержденных указами № 504 и № 505 прогнозов действительно во многом будет определяться состоянием спроса на российском рынке, который, в свою очередь, зависит от цен на нефть и другие сырьевые товары, а также от градуса политической и военной напряженности. Так что старому-новому правительству придется приложить немало усилий, чтобы прогнозируемая стагнация не переросла в очередной спад.

Таблица.                                                                  Основные социально-экономические показатели (в % к предыдущему году)

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

ВВП

109–110

105,3

105,0–105,5

101,5

108,5

100,9

103,3

101,6

100,2–100,7

96,1*

100,3

Производительность труда

109,3–109,4

106

103,1

109,3

102,2

106,9

102,9

101,5–102

97,5**

101,5

Экспорт товаров и услуг

116–116,4

154.2

111,6–112,3

111,4

115,2

84,5

108,6

98,9

96–96,4

75,2**

103,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

108–109,5

98.4

103–103,5

121

106,5

115,4

103

100,1

101,1–101,5

94,6**

100,5

Индекс потребительских цен

107,5–108,5

208,7

119–122

121,8

112

116,5

111

116,2

112

110,7**

112

Cтавка рефинансирования

8-10

21,57

20–23

34,45

13–15

25,62

14–16

21,51

15–16

25**

21-24

*) январь–ноябрь 2015 г. в % к январю–ноябрю 2014 г.

**) январь–октябрь 2015  в % к январю–октябрю 2014 г.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений