Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Отрасли и рынки
19.02.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проехали мимо дилеров

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в прошлом году в республике было зарегистрировано более 50 тыс. новых легковых автомобилей. Всего объем продаж новых и бывших в употреблении машин сократился по сравнению с 2014 г. на 30%. При этом на отечественном рынке практически полностью доминирует импорт из России.

Через 10 белорусских дилерских центров компаний, входящих в БАА, было продано 26 190 автомобилей (в состав ассоциации входят 20 автомобильных брендов с долей рынка не менее 90%).

Таким образом, неорганизованный импорт из России составил чуть менее половины всего объема. На этом фоне ввоз бывших в употреблении автомобилей впервые стал меньше, чем новых (примерно на 50%).

Ценовые предложения российских производителей в течение всего года оставались более выгодными, чем в Минске. В БАА это объясняют тем, что склады производителей были переполнены и предприятия вынуждены были делать все, чтобы в условиях девальвации российского рубля обеспечить сбыт продукции.

В этой ситуации «серый» ввоз из России новых автомобилей приобрел масштабную форму. На рынке стали действовать структуры, занимающиеся массовым ввозом автомобилей по «серым» схемам, которые позволяют уклоняться от уплаты некоторых налогов и сборов. Однако с выравниванием утилизационного сбора с начала января наблюдается снижение «серого» импорта и рост продаж через официальных дилеров.

Если в 2013 г. доля автомобилей (новых и б/у), ввезенных из РФ, составляла 16%, то в 2014 г. этот показатель достиг 66%, а по итогам 2015 г. – 90%. По БАА этот показатель составляет 85%. Между тем большинство российских автопредприятий по итогам 2015 г. показали убытки. И такая ситуация не может продолжаться в 2016 г., поэтому цены в России так или иначе будут расти. Есть опасения, что объемы производства в 2016 г. также будут избыточными, что приведет к очередным ценовым войнам. По прогнозам БАА, российский рынок в текущем году сократится на 30%.

ТОП 5 наиболее популярных моделей автомобилей обеспечили 35% продаж по всем членам БАА. Но в премиум-сегменте соотношение продаж через официальных дилеров и «серые» схемы из России приобретают катастрофические масштабы. Например, в январе т.г. из 25 продаж Audi официальным дилером было продано 13 машин, из 48 «мерседесов» – только 1, BMW – 2 из 45.

В условиях снижения потребительского спроса и сильной зависимости от российского рынка и кризисных явлений в экономике БАА также не рассчитывает на рост в 2016 г. По предварительным оценкам, падение может составить от 10 до 30%. Основные угрозы связаны с экономической неопределенностью II полугодия, на которое по традиции приходится большая половина продаж. Тем не менее эксперты БАА полагают, что в долгосрочной перспективе автомобильный рынок Беларуси становится более легальным, предсказуемым и безопасным для покупателей.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by