Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
13.12.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Продавца не спросят

Между сторонами заключен договор поставки с условием об оплате товара в кредит.

Является ли ничтожным договор поставки неоплаченного товара, проданного в кредит, заключенный между покупателем и третьим лицом без согласия продавца (залогодержателя)?

Нет, не является.

В силу норм п. 1 ст. 458 ГК в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, если иное не предусмотрено законодательством, а если такой срок договором или законодательством не предусмотрен, – в срок, определенный в соответствии со ст. 295 ГК.

По общему правилу, установленному п. 5 ст. 458 ГК, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца (залогодержателя) для обеспечения исполнения покупателем (залогодателем) его обязанности по оплате товара. Такой залог считается возникшим на основании акта законодательства (ч. 1 п. 3 ст. 315 ГК) и регулируется нормами параграфа 3 главы 23 ГК.

В соответствии с п. 2 ст. 327 ГК залогодатель (покупатель) вправе отчуждать предмет залога (неоплаченный товар, проданный в кредит), передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя (продавца). В рассматриваемой ситуации покупатель, заключивший договор поставки с третьим лицом, не получил согласие продавца на его отчуждение.

Вместе с тем в силу ст. 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна только тогда, когда законодательный акт не устанавливает, что она оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В данной ситуации ГК предусматривает иные последствия нарушения порядка отчуждения предмета залога. Так, исходя из подп. 3 п. 2 ст. 332 ГК в случае нарушения залогодателем правил о распоряжении заложенным имуществом залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства, а если его требование не будет удовлетворено – обратить взыскание на предмет залога.

Таким образом, договор поставки неоплаченного товара, проданного в кредит, заключенный между покупателем и третьим лицом без согласия продавца (залогодержателя), не является ничтожным.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений