Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
16.09.2016 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проценты в валюте возможны

Становление и развитие рыночных отношений неразрывно связано с необходимостью укрепления расчетной дисциплины в условиях роста общего уровня цен и снижения покупательской способности денег. Нарицательное выражение участников гражданского оборота «время – деньги» нашло свое правовое регулирование в законодательстве, которое постоянно совершенствуется, как и сами рыночные отношения.

ВОПРОСЫ ответственности за неисполнение денежного обязательства изложены в ст. 366 ГК, в которую законодатель трижды вносил изменения. Так, согласно ч. 1 п. 1 ст. 366 ГК базой для исчисления размера процентов вместо учетной ставки Нацбанка стала ставка рефинансирования. Пункт 1 ст. 366 ГК был также дополнен ч. 3, согласно которой в случае, если денежное обязательство в соответствии с законодательством подлежит оплате в белорусских рублях в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, проценты начисляются на подлежащую оплате сумму в белорусских рублях, определенную по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день исполнения денежного обязательства либо его соответствующей части, а в случае взыскания долга в судебном порядке – на день вынесения решения судом.

Данное дополнение было принято в развитие ст. 298 ГК, согласно которой в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

В свою очередь, п. 5 постановления Пленума ВХС от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» (далее – постановление № 1) определено, что, поскольку учетная ставка Нацбанка устанавливается только для обязательств в белорусских рублях, а официально установленной ставки Нацбанка по обязательствам в иностранной валюте не существует, то при использовании иностранной валюты в расчетах по обязательствам в случаях, порядке и на условиях, допускаемых и определяемых законодательством, нормы ст. 366 ГК не применяются, если иное не установлено законодательством или договором.

Следует также отметить, что подп. 25.14 п. 25 Правил проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72), предусматривает, что при проведении валютных операций использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций – резидентами разрешается, в частности, при расчетах между субъектами валютных операций – резидентами, являющимися подрядчиками и субподрядчиками, по договорам, предусматривающим выполнение строительных и иных специальных монтажных работ за пределами РБ. В соответствии с п. 26 Правил № 72 в случаях, когда в отношениях между субъектами валютных операций – резидентами разрешено использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, они могут использоваться при уплате неустойки (штрафов, пени) либо возмещении убытков, если это предусмотрено документами, являющимися основанием для проведения расчетов. Однако Правила № 72 не регламентируют возможность взыскания в иностранной валюте процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.

В соответствии с п. 56 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), в договоре может предусматриваться выплата текущих авансов подрядчику на выполнение строительных работ, планируемых в периоде, принятом за расчетный, а также целевых авансов на приобретение материальных ресурсов согласно приложению. Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления, необходимость обеспечения возврата не использованного подрядчиком или использованного им не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса определяются в договоре с учетом характера объекта, условий строительства и других факторов. Исходя из смысла п. 57 Правил № 1450 по объектам, финансируемым из бюджета, сумма неотработанного подрядчиком аванса признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком, на которую могут быть начислены проценты в порядке ст. 366 ГК. В силу положений ст. 87 Правил № 1450 стороны вправе установить в договоре за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств иные, не предусмотренные этим документом виды и размеры ответственности, не противоречащие действующему законодательству.

С учетом положений п.п. 56, 57 и 87 Правил № 1450 генеральный подрядчик, резидент РБ, реализующий строительный проект за пределами РБ за счет средств иностранного заказчика и за счет привлеченных валютных кредитных ресурсов, в целях обеспечения эффективного и своевременного использования белорусскими субподрядными организациями целевых валютных авансов, выдаваемых на закупку строительных материалов и технологического оборудования, предусмотрел в договоре строительного субподряда ответственность за несвоевременное и нецелевое использование данных валютных авансов в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования Нацбанка.

Неисполнение субподрядной организацией своих договорных обязательств в части целевого и своевременного использования полученных авансов и, как следствие, предъявление к нему требования об уплате в валюте суммы процентов за пользование чужими денежными средствами за данные нарушения стало предметом судебного разбирательства экономического суда.

МЕЖДУ ОАО «Б» (генподрядчик) и ОАО «Н» (субподрядчик) был заключен договор строительного субподряда на выполнение субподрядчиком комплекса строительно-монтажных работ по монтажу металлоконструкций, технологического оборудования и трубопроводов двух пролетов флотационной обогатительной фабрики на объекте строительства «Г». Условиями заключенного договора строительного субподряда в соответствии с подп. 25.14 п. 25 Правил № 72 платежи предусматривались в долларах США.

В соответствии с графиком платежей на основании письма-заявки субподрядчика ОАО «Б» платежным поручением перечислило ОАО «Н» 816 771,21 USD целевого аванса на приобретение материалов (трубы и фасонные элементы трубопроводов). Согласно условиям договора с учетом дополнительного соглашения ОАО «Н» было обязано использовать сумму полученного целевого аванса в соответствии с его целевым назначением в течение одного календарного месяца со дня поступления авансовых средств на расчетный счет субподрядчика и предоставить генподрядчику в тот же срок подтверждение использования целевого аванса. Рассмотрев пакет документов, представленный ОАО «Н» в подтверждение использования средств аванса по целевому назначению, ОАО «Б» подтвердило факт использования субподрядчиком 816 771,21 USD по целевому назначению. Однако часть суммы целевого аванса в размере 202 739,20 USD была использована несвоевременно.

Генподрядчиком в адрес субподрядчика в связи с неиспользованием своевременно по назначению целевого аванса была подана претензия о взыскании 3542,89 USD суммы процентов за пользование чужими денежными средствами. Данная претензия была оставлена субподрядной организацией без удовлетворения. Как указало ОАО «Н», основной причиной задержки освоения выделенного целевого аванса на приобретение материалов субподрядной организацией была необходимость соблюдения процедуры проведения биржевых торгов по закупке материалов.

В то же время договором было предусмотрено, что генподрядчик вправе на сумму неиспользованного аванса начислить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования Нацбанка. В договоре также было указано, что проценты исчисляются по ставке, действующей на последний день месяца, в котором субподрядчик должен был представить подтверждение использования аванса, и начисляются до дня подтверждения субподрядчиком использования средств целевого аванса. Положения договора предусматривали и возможность начисления процентов на не использованный своевременно валютный целевой аванс.

Возражая по иску, ответчик указал, что исходя из содержания ст. 366 ГК и п. 5 постановления № 1 ставка рефинансирования Нацбанка при исчислении процентов за пользование чужими денежными обязательствами не может применяться к обязательствам, выраженным в валюте.

Однако суд удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.

В силу ст. 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Статья 291 ГК предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, если иное не вытекает из законодательства или договора.

В силу п. 1 ст. 366 ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Нацбанка на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Нацбанка на день вынесения решения.

В соответствии с п. 5 постановления № 1 учетная ставка Нацбанка устанавливается только для обязательств в белорусских рублях, а официально установленной ставки Нацбанка по обязательствам в иностранной валюте не существует, поэтому при использовании иностранной валюты в расчетах по обязательствам в случаях, порядке и на условиях, допускаемых и определяемых законодательством, нормы ст. 366 ГК не применяются, если иное не установлено законодательством или договором.

А положения договора, как уже было сказано выше, предусматривали возможность начисления процентов на не использованный своевременно валютный целевой аванс. Анализируя нормы законодательства и условия заключенного договора, суд пришел к выводу, что стороны, используя при расчетах иностранную валюту, правомерно в договоре определили ответственность в валюте за несвоевременное использование целевого аванса, в связи с чем и удовлетворил иск в полном объеме.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by