Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
18.11.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Привычка обещать

Опыт 2011 г. показал белорусскому руководству, что даже резкое ухудшение социально-экономических условий не приведет к опасным для властей социальным последствиям. А это значит, что более или менее высокий уровень средней зарплаты можно смело вычеркивать из социального контракт

В последнее время в республике отчетливо взят курс на ужесточение монетарной политики. Определенные успехи в этой сфере достигнуты. Поэтому декларирование пресловутых «по 500» вызывает неприятные ассоциации с ситуацией конца 2010 г. и безудержной эмиссией. Это может вызвать негативную реакцию со стороны международных финансовых институтов, включая МВФ, и еще более осложнить переговоры с ними. Оговорка о необходимости обеспечить соответствующий рост производительности труда тут не поможет: подобные призывы звучали и ранее, но не мешали властям накачивать экономику необеспеченными деньгами.

Скорее всего, никакого резкого роста зарплат не будет. Для этого в обозримом будущем нет ни экономических, ни политических оснований. Представляется, что ключевая причина возврата к излюбленной теме – уменьшение объемов сдаваемой населением валюты. Так, в августе 2016 г. население продало на чистой основе 282 млн. USD, в сентябре – 262,3 млн., а в октябре – 205,2 млн. USD. Но именно за счет чистой продажи валюты населением Нацбанку удалось сократить свои валютные обязательства и нарастить золотовалютные резервы. Такие высокие объемы продажи валюты обусловлены стремлением белорусов сохранить привычный уровень потребления и недооценкой глубины и длительности нынешнего кризиса. По-видимому, именно стремлением сохранить эти иллюзии и, соответственно, поведение населения на валютном рынке и вызвано заявление Президента.

Косвенно оно, вероятно, отражает разочарование властей в переговорах с МВФ и может служить сигналом о сворачивании обсуждения антикризисной программы. Впрочем, основным адресатом остается внутренняя аудитория.

О том, что правительство мало обеспокоено ростом социальных проблем, является и его поведение в условиях растущей безработицы. Так, много говорится о ежегодном создании 50 тыс. новых рабочих мест. Но только в январе–июне т.г. экономика потеряла более 70 тыс. рабочих мест (не считая закрывающихся ИП). СМИ изобилуют публикациями о «фейковом» характере большинства новых рабочих мест, о которых отчитываются чиновники. Ужесточение политики в сфере занятости помогает «рисовать» нужную статистику, сокращая число официально зарегистрированных безработных. Так что говорить об эффективном решении данной проблемы не приходится. Для этого просто не существует реальных возможностей: в республике нет сектора, способного генерировать более или менее значимое число вакансий, превышающее число увольнений. Опыт стран, переживавших серьезный экономический кризис, показывает, что, как правило, неплохие результаты дает самозанятость, стимулирование малого предпринимательства. Но у нас, наоборот, условия для деятельности ИП становятся только хуже. Создается впечатление, что власти надеются, что излишняя рабочая сила традиционно найдет себе применение за рубежом. Однако в России спрос на белорусских гастербайтеров упал, а ЕС по ряду причин не может стать альтернативой восточному направлению.

Неудивительно, что все настойчивее звучат призывы прекратить государственную поддержку убыточных предприятий в промышленности и АПК, особенно явных банкротов. Сейчас правительство наконец начало сокращать уровень директивного кредитования. Но многие предприятия оказались в тяжелом финансовом положении еще тогда, когда получали кредиты на нерыночных условиях. Традиционно выходом из положения считаются приватизация, привлечение иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса, эффективные программы по переобучению безработных и т.д. Однако в Беларуси ситуация дошла уже до такой степени, что применение этих инструментов практически невозможно, а их последствиями в ближайшей перспективе будет резкое ухудшение социально-экономического положения.

Представляется, что белорусские власти надеются дождаться повышения мировых цен на нефть, а пока «подвпитывать» экономику валютными запасами населения. Сколько времени эта стратегия будет работать – вопрос, на который пока однозначно ответить нельзя.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by