Приоритеты ИТ: скорость и функциональность
Все ИТ-решения, которые связаны с оптимизацией и ускорением процессов, сокращением дорогостоящих ручных операций, будут позитивно влиять на адаптивность практически любого бизнеса к кризисным условиям. Такое мнение в интервью «ЭГ» высказал генеральный директор ООО «Софтклуб» Владимир СИРОТКО.
– Владимир Григорьевич, что происходит с белорусским рынком ПО в последние два года? Как изменились его объем, спрос и предложение?
– Традиционно производство программного обеспечения в Беларуси растет на 20–30% в год. Внутренний рынок растет меньшими темпами, при этом в зависимости от отрасли имеются достаточно сильные различия. В связи с состоянием экономики в ИТ-сфере тоже наметился некоторый спад. Клиенты стали переносить реализацию запланированных проектов на более отдаленный срок в надежде вернуться к ним, когда перспективы развития станут более ясными и наметится тенденция к оздоровлению.
– Как изменился спрос на ПО в промышленном и банковском секторах?
– Банки – одни из главных потребителей программного обеспечения в республике. Разумеется, в сложные периоды они, как и все, стараются сокращать издержки. Но современный банковский бизнес все больше зависит от развитой ИТ-инфраструктуры. Например, российский Сбербанк несколько лет последовательно инвестировал значительные средства в построение ИТ-платформы, а затем признал проект несостоятельным и объявил о глобальной перестройке и самой платформы, и связанных с нею процессов. Причина кроется в том, что за это время технологии ушли вперед, корпорации, которые постепенно прощупывают финансовый сектор (тот же Facebook, Google), все чаще упоминаются аналитиками как конкуренты традиционным банкам. Поэтому в современных реалиях иметь хорошие, быстрые, функциональные ИТ-системы – жизненно важно для успешной работы банков.
В промышленности наблюдаются несколько иные тренды. Здесь нужны решения, направленные, в первую очередь, на стимулирование продаж, улучшение бизнес-модели, понятную аналитику. У промышленных предприятий сейчас просто нет средств на громоздкое программное обеспечение. Поэтому сегодня здесь востребованы относительно легкие решения, отдачу от которых можно увидеть достаточно быстро.
– Сохраняется ли спрос на управленческие решения и решения для управления рисками?
– В кризис особенно важно иметь точную и оперативную картину того, как функционирует бизнес. В банковской сфере – особенно. Мы наблюдаем определенный интерес к решениям, завязанным на мгновенной комплексной аналитике с хорошей визуализацией, уже провели несколько тестовых внедрений наших разработок в этой сфере. Управление рисками в принципе является одним из требований регулятора к банкам, поэтому спрос на эти решения довольно стабилен.
– Что бы вы посоветовали тем, кто желает повысить адаптацию своего бизнеса к кризисным условиям?
– В кризис можно либо выживать, либо стараться создавать задел на будущее. Если применить это к ИТ, то сейчас стоит концентрироваться на тех решениях, которые дают быстрый положительный эффект, имеют короткий срок окупаемости и позволяют создавать определенные конкурентные преимущества. Все ИТ-решения, связанные с оптимизацией и ускорением процессов, сокращением дорогостоящих ручных операций, будут позитивно влиять на адаптивность к кризисным условиям любого предприятия, независимо от сферы его деятельности.
– Порой, когда выясняется, что автоматизация бизнеса требует его реорганизации, некоторые руководители отказываются от ИT-проектов. Как часто это случается?
– Все зависит от конкретной ситуации, в которой находится бизнес. Если выясняется, что реорганизация влечет за собой тотальную перестройку привычных процессов, а выгоды не слишком очевидны в обозримом будущем, то руководитель или владелец бизнеса предпочитает оставить все как есть. Кроме того, помимо задачи получения прибыли, есть и социальная ответственность, необходимость сохранения рабочих мест. Часто автоматизация влечет за собой сокращения, на что по ряду причин многие не готовы. Иногда есть только два выхода: реорганизация или уход с рынка. Те компании, которым удается успешно пройти этот переходный период, вовремя перестроиться и адаптироваться, чаще всего выживают и в дальнейшем становятся еще успешнее.
– Как изменился спрос на услуги белорусских ИT-компаний со стороны иностранных заказчиков?
– Мы не работаем по модели аутсорсинга, поэтому иностранным заказчикам предлагаем свои продуктовые решения. Могу сказать, что в банковской сфере на традиционных для нас зарубежных рынках (страны Средней Азии, Россия) спрос на ИТ-решения не сократился. Это во многом связано с тем, что там еще не наступил период насыщения. У банковской ИТ-инфраструктуры остается потенциал для развития. Кроме того, наблюдается определенный рост интереса к Беларуси и отечественной ИТ-сфере благодаря активности ПВТ, успехам на международной арене компаний, имеющих белорусские корни.
– Верно ли, что конкурентоспособность белорусских ИT-компаний по ценовому фактору снизилась?
– На фоне сложной экономической ситуации у наших соседей можно сказать, что стоимость труда белорусских разработчиков сравнялась с российскими или украинскими. В некоторых случаях она даже стала выше. Это закономерный процесс при девальвации национальной валюты. Мы также проходили этот путь.
– Вашей компании повезло стать резидентом ПВТ. Можно ли сказать, что особый налоговый климат стал основным фактором успешного развития?
– Повезло – это не совсем верное слово. ПВТ предъявляет определенные требования к своим резидентам, есть определенный процесс для вступления, который мы прошли. Точно так же эти требования могут выполнить и многие другие организации. Не случайно число резидентов парка растет. В любом случае мягкий бизнес-климат ПВТ, разумеется, положительно влияет на развитие своих резидентов и всей отрасли в целом.
– Удалось ли вам в прошлом году улучшить финансовые результаты? Если да, то каким образом?
– В рублевом выражении выручка компании по сравнению с 2014 г. выросла, в долларовом – несколько снизилась. Во многом это связано с экономической ситуацией внутри страны. Наш основной бизнес ориентирован на внутренний спрос. Поэтому договорные отношения с клиентами, тарифы на разработку устанавливаются в белорусских рублях. Поскольку банки одними из первых ощутили на себе проблемы, то мы, будучи тесно связанными с ними, тоже почувствовали эти процессы.
– Реально ли улучшить свои финансовые показатели в этом году?
– Да, мы рассчитываем, что в валютном выражении выручка как минимум не снизится. Делаем ставку на развитие новых продуктов, активизацию работы на традиционных для нас зарубежных рынках в странах Средней Азии и на освоение новых.
– Есть ли у вашей компании антикризисная стратегия, и в чем она заключается?
– Как и все, мы стараемся сокращать непрофильные издержки не в ущерб основной деятельности. Уменьшаем, к примеру, бумажный документооборот, переходя на электронный формат как во внутренних коммуникациях, так и в общении с подрядчиками, поставщиками, благо нынешние технологии позволяют это делать.
В глобальном смысле есть долгосрочная стратегия, в которой мы предусмотрели возможные колебания и пути их преодоления. Одно из направлений – развитие инновационных продуктов в новых нишах, как в Беларуси, так и за рубежом.
– Как удается поддерживать конкурентоспособность компаниям, не попавшим в ПВТ?
– Далеко не каждая ИТ-компания может в принципе попасть в ПВТ. Следовательно, те, кому это не удалось, работают в иных условиях. Это их реальность, но в любом положении важно находить способы конкурировать и добиваться успеха. Ведь залог устойчивости любого бизнеса – это умение приспосабливаться к ситуации и делать это лучше конкурентов. Такой принцип в равной степени применим к любой компании. Способность чутко реагировать на изменения среды, находить в них преимущества для своего развития – один из главных факторов конкурентоспособности, вне зависимости от того, в какой области работает компания, является ли она резидентом Парка высоких технологий или нет.
Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА