Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Строительство
29.03.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приключения госзакупок: как меняется их регулирование в строительстве

В текущем году заказчикам и подрядчикам в строительстве приходится привыкать к кардинальному изменению правил госзакупок.

Ожидалось, что порядок госзакупок, утв. Указом Президента от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», с некоторыми правками будет сохранен и в текущем году. Но этого не произошло. Поэтому Минстройархитектуры письмом от 15.01.2016 № 04-3-05/472 разъяснило, что с 1 января т.г. госзакупки, осуществляемые полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, производятся в соответствии с нормами Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З). Между тем установленный Указом № 591 порядок регулировал закупки, осуществлявшиеся организациями за счет не только государственных, но и собственных средств. Такие закупки, как полагают в Минстройархитектуры, можно производить в соответствии с нормами Указа № 591 и постановления Совмина от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Письмо № 04-3-05/472 возвращало организации, осуществлявшие госзакупки в сфере строительства, в 2013 г., когда выбирать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приходилось с применением процедуры электронного аукциона в соответствии с постановлением Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778). Данная процедура, проводимая на электронных торговых площадках ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», фактически и была единственно легитимной в период с 1 января по 27 января 2016 г. – даты принятия постановления Совмина от 27.01.2016 № 68, которым были обновлены перечни товаров (работ, услуг), ранее утвержденные постановлением № 778.

Теперь перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (далее – Перечень для ЭА), приведен в соответствие с Договором о ЕАЭС: из него исключены строительные услуги.

Постановление № 68 вступило в силу с 27 января 2016 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г. Разумеется, в этот период тоже проводились госзакупки, в т.ч. в строительной сфере. Поэтому у многих организаций возникли вопросы о правомерности своих действий. Успокоить их может письмо Минторга от 25.02.2016 № 14-07/440К (см. «ЭГ» № 18 от 11.03.2016 г., с. 1 Информбанка), согласно которому до появления постановления № 68 можно было руководствоваться действовавшим в тот период законодательством. Но процедуры госзакупок, начатые после 28 января т.г. в отношении товаров (работы, услуги), не входящих в обязательные перечни, должны быть согласно письму № 14-07/440К отменены и проведены другие – в соответствии с новыми требованиями. При этом не уточнялось, какие процедуры должны применяться при госзакупках в строительной сфере.

Правда, на сайте Минторга был размещен комментарий, где говорилось, что заказчик (организатор) осуществляет приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве путем проведения электронного аукциона, открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений либо закупки из одного источника в соответствии с законодательством о госзакупках. Применение указанных процедур следует из норм ст. 17 Закона № 419-З. Но остался открытым вопрос о правомерности проведения электронного аукциона, поскольку строительные услуги исключены из Перечня для ЭА.

В свою очередь, Минстройархитектуры письмом от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 (см. «ЭГ» № 18 от 11.03.2016 г., с. 1 Информбанка) также разъяснило порядок проведения госзакупок с начала года, но не упомянуло при этом процедуру электронного аукциона.

Правда, начальник главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры Виктория Манова, выступая 23 марта т.г. на III Деловом форуме профессионалов строительной отрасли, сообщила, что госзакупки товаров для строительства можно осуществлять с применением электронного аукциона, а по услугам и работам нужны иные процедуры. К сожалению, она не пояснила, какими нормативными актами при этом нужно руководствоваться: разъяснять вопросы госзакупок за счет бюджетных средств уполномочен только Минторг. Минстройархитектуры вправе комментировать и разъяснять нормы законодательства о закупках только за счет собственных средств предприятий.

Отметим, что применение процедуры электронного аукциона обосновано в отношении госзакупок товаров, указанных в Перечне для ЭА. Нужно обратить внимание, что в его нынешней редакции кодировка товаров приведена в соответствие с ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83, который с 1 января т.г. заменил ОКРБ 007-2007.

Например, раздел «изделия минеральные неметаллические прочие» изменил код с 26 на 23, а также состав предметов закупок. В настоящее время посредством электронного аукциона можно, в частности, осуществить госзакупку таких товаров для строительства, как изделия из гипса для строительных целей (код 23.62.10), товарный бетон (23.63.10), строительные растворы и смеси (23.64.10), изделия из асфальта или аналогичных материалов (23.99.12).

Некоторые из товаров для строительства, не включенных в Перечень для ЭА, можно приобрести посредством процедуры биржевых торгов по перечню товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утв. постановлением № 778. В частности, на биржевых торгах осуществляются госзакупки прутков, стержней и профилей из алюминия (24.22.22), радиаторов центрального отопления без электронагрева и их частей из черных металлов (25.21.11), изделий крепежных резьбовых из черных металлов, не включенных в другие группировки (25.94.11).

Товары, не включенные в оба перечня, закупаются в зависимости от ориентировочной стоимости посредством процедур открытого конкурса, запроса ценовых предложений или закупки из одного источника. С применением тех же процедур осуществляются госзакупки строительных работ и услуг – в соответствии с Законом № 419-З. При этом заказчику не нужно, как ранее, руководствоваться перечнем видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 17.

Впрочем, нынешний порядок госзакупок в строительстве, по всей видимости, просуществует лишь до конца текущего года. Как сообщила В. Манова, сейчас разрабатывается новый нормативный правовой акт, который заменит Указ № 591 и будет, среди прочего, регламентировать применение преференциальной поправки для товаров и поставщиков из стран ЕАЭС.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений