Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Юридическим лицам
25.10.2016 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прием наличных и безналичных и розничная торговля через интернет-магазин

Ситуация 1. Организация осуществляет розничную торговлю товарами, в т.ч. через интернет-магазин по образцам, с доставкой товара покупателям – физическим лицам курьером или почтой. Какие сопроводительные документы надо оформлять на доставку товара покупателям?

Ответ на вопрос подготовлен на основании разъяснения, полученного в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, в котором говорится следующее.

В соответствии с подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

– подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей (ТМЦ), – в местах хранения этих ТМЦ и при их транспортировке;

– подтверждающих приобретение ТМЦ при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации.

Перечень форм первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными госорганами, установлен постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360. К ним относятся товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2), формы которых и Инструкция по их заполнению утверждены постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192). Накладные формы ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и ИП и являются основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Пунктами 22 и 23 Инструкции № 192 определено, что ТН-2 оформляется грузоотправителем в двух экземплярах: первый – передается лицу, принявшему товар к доставке, и является основанием для оприходования товара у грузополучателя, второй – у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета.

Согласно п. 11 ст. 7 Закона от 9.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» при реализации потребителю товара продавец обязан выдать ему кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. Оформление товаросопроводительных документов при реализации товаров покупателям – физическим лицам в розничной торговле законодательством не предусмотрено. Вместе с тем оформление ТН-2 нужно организации в целях учета для под­тверждения отпуска товара при реализации, а также для передачи лицу, принявшему товар к доставке.

При этом в случае одновременной доставки товара курьером нескольким покупателям – физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, и расположенным по разным адресам в пределах одного населенного пункта, может оформляться одна ТН-2 на весь одновременно доставляемый товар в пределах одного населенного пункта. Следовательно, при доставке товаров по почте может оформляться одна ТН-2 на все одновременно передаваемые в РУП «Белпочта» товары для доставки покупателям – физическим лицам.

Ситуация 2. Организация занимается перевозкой реализуемых по образцам без (вне) торгового объекта товаров. Как оформлять накладные?

Как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, порядок осуществления розничной торговли по образцам регулируется нормами постановления Совмина от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам» (далее – Правила № 31). В соответствии с ч. 2 п. 15 Правил № 31 оплата товаров и услуг при торговле по образцам, в т.ч. без (вне) торгового объекта, осуществляется в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.

Порядок приема наличных и банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов при продаже товаров определен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16, постановление № 924/16). При этом нормы Положения № 924/16 не распространяются на случаи, когда оплата покупателем производится путем внесения наличных денежных средств на расчетный счет продавца через отделение банка.

На основании требований подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК организации и ИП обязаны обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными госорганами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в т.ч. при их транспортировке. В настоящее время такими документами являются первичные учетные документы, формы которых и их заполнение регулируются Инструкцией № 192.

В соответствии с нормами Инструкции № 192 товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, для расчетов за перевозку товаров и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-3). Товарная накладная используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Отношения, возникающие при организации и выполнении автоперевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, регулируются нормами Закона № 278-3.

При этом Законом № 278-3 не регулируются отношения, связанные с грузоперевозками, производимыми для собственных нужд. Согласно ст. 1 Закона № 278-3 автомобильной перевозкой для собственных нужд является автоперевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или ИП и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными сред­ствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или ИП либо сам ИП.

Исходя из ст. 40 Закона № 278-3 и п. 99 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970, грузоперевозки товарного характера сопровождаются выпиской товарно-транспортных накладных, являющихся основанием для расчетов за автоперевозку.

Таким образом, перевозка реализуемых по образцам без (вне) торгового объекта товаров, не являющаяся в соответствии с нормами Закона № 278-3 автоперевозкой для собственных нужд, осуществляется с офор­млением товарно-транспортной накладной, а перевозка товаров, являющаяся автоперевозкой для соб­ственных нужд, – с оформлением товарной накладной.

Ситуация 3. Торговая организация планирует нанять нескольких работников и заниматься интернет-торговлей по образцам. Должны ли быть у каждого работника при доставке товара и проведении расчета с покупателем кассовое оборудование и платежный терминал? Какие документы вправе требовать у организации сотрудники налоговых органов?

Как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, установка и использование платежных терминалов регулируются нормами постановления Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 и Положения № 924/16. Подпунктом 2.8.2 п. 2 постановления № 924/16 определено, что юридические лица и ИП с 1.01.2016 г. обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки РБ, в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с п.п. 16–18 приложения 1 к постановлению № 924/16, содержащему перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы (далее – Перечень). В Перечень включена (п. 18) розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме). При этом на основании подп. 2.81 п. 2 постановления № 924/16 количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования.

Исходя из п. 3 Положения № 924/16 юридические лица и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов.

Пунктом 17 Положения № 924/16 определено, что кассир обязан проводить суммы принятых наличных и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством использования банковских платежных карточек с применением платежных терминалов через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, при осуществлении розничной торговли по образцам при доставке товара и проведении расчета с покупателем продавец обязан обеспечить наличие и кассового оборудования, и платежного терминала.

На основании подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК организации и ИП обязаны обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными госорганами, подтверждающих приобретение (поступление) ТМЦ, в т.ч. при их транспортировке. Такими документами являются первичные учетные документы, формы которых утверждены постановлением Ин­струкции № 192. В соответствии с Инструкцией № 192 товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2) применяются юридическими лицами всех форм собственности и ИП и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом товарная накладная (ТН-2) используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров, являются основанием для учета и находятся у организации.

Законодательством установлено, что товарно-­транс­портная накладная ТТН-1 является транспортным документом, оформляется для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера (ст. 40 Закона № 278-3, ч. 2 п. 2 Инструкции № 192).

Оформление накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин урегулировано совместным письмом МНС, Минфина и Минторга от 10.10.2011 № 8-2-7/447/15-1-6/610/12-01-33/656к «О порядке оформления накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин». Согласно этому разъяснению перевозка реализуемых посредством интернет-магазина товаров, не являющаяся в соответствии с нормами Закона № 278-3 автомобильной перевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной, которая является основанием для списания товаров со склада и учета их движения во время перемещения.

Перевозка товаров, в силу норм Закона № 278-3 являющаяся автоперевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарной накладной. При одновременной доставке товаров нескольким покупателям – физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, расположенным по разным адресам в пределах одного населенного пункта, с использованием одного автотранспортного средства (как непосредственно организацией (ИП) – продавцом интернет-магазина, так и привлеченным им перевозчиком) может оформляться одна товарно-­тран­спортная накладная либо товарная накладная на весь одновременно перевозимый в пределах одного населенного пункта для реализации (доставки) товар. При доставке товаров с оформлением товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) в строке «Пункт разгрузки» в качестве адреса может указываться только наименование населенного пункта (например, г. Минск, г. Червень, г.п. Вороново и т.п.) без указания точного адреса (месторасположения). В случае одновременной доставки товара в разные населенные пункты (к примеру, с использованием одного автотранспортного средства осуществляется одновременная доставка товара в г. Минск, п. Сокол и п. Ждановичи) организацией (ИП) – продавцом интернет-магазина оформляются отдельные накладные в адрес каждого населенного пункта. В строке «Грузополучатель» следует указывать наименование и адрес организации (фамилию, инициалы, адрес места жительства ИП), осуществляющей перевозку (доставку).

При этом документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров (их копии), при необходимости могут быть истребованы у организации налоговым органом на основании п.п. 4 и 88 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента от 16.10.2009 № 510.

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by