Потеряла книжку
Принимаем на работу сотрудницу, которая говорит, что утратила трудовую книжку.
Можем ли мы ее принять без трудовой книжки и сами завести новую?
Порядок оформления и выдачи дубликата трудовой книжки установлен главой 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция и постановление № 40 соответственно).
Так, в случае утраты трудовой книжки (вкладыша к ней) работнику выдается по его письменному заявлению дубликат трудовой книжки (вкладыша к ней). Это трудовая книжка образца, установленного постановлением № 40, либо имеющаяся у нанимателя трудовая книжка образца республиканской трудовой книжки 1995 г. (п. 3 постановления № 40). Однако при ее оформлении как дубликата наниматель ставит в правом верхнем углу титульной страницы надпись «Дубликат».
Инструкцией установлено, что обращение за дубликатом трудовой книжки уволенного работника к прежнему либо новому нанимателю зависит от того, сколько прошло времени со дня его увольнения.
Так, если утрата трудовой книжки произошла в течение 6 месяцев со дня увольнения, с письменным заявлением о выдаче дубликата трудовой книжки следует обращаться к нанимателю по последнему месту работы.
По истечении 6 месяцев со дня увольнения прежний наниматель выдает справку о периоде работы, службы работника, а дубликат трудовой книжки заводит наниматель по новому месту работы на основании этой справки.
Таким образом, если на работу принимается работница, которая уволилась с последнего места работы более чем 6 месяцев назад, ее можно принять на работу без трудовой книжки. Однако ей следует предоставить справку о периоде работы, службы с последнего места работы.
Типовая форма справки о периоде работы, службы утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 5.10.2010 № 140. Выдача справки относится к административной процедуре, осуществляемой госорганами и иными организациями по заявлениям граждан (Указ Президента от 26.04.2010 № 200). Справка выдается бесплатно организацией по месту работы, службы в течение 5 дней со дня обращения.
В соответствии с Инструкцией при прекращении деятельности нанимателя, смерти нанимателя – физического лица по вопросу выдачи справки о периоде работы, службы у данного нанимателя, а также выдачи иных документов уволенный работник обращается по месту хранения этих документов.
Если же со дня увольнения прошло менее 6 месяцев, за дубликатом трудовой книжки следует обратиться к прежнему нанимателю. И только после того, как будет выдан дубликат трудовой книжки, можно будет оформить прием на работу к новому нанимателю.
Татьяна ОЛЕШКЕВИЧ, юрист