Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Программы
20.05.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поедем кататься на все четыре подпрограммы

Транспортный комплекс является одним из основных источников поступления валюты в Беларусь. Эта сфера включает тысячи километров коммуникаций, более 10 тыс. организаций, в которых заняты свыше 280 тыс. человек. В 2016–2020 гг. его развитие будет определяться Государственной программой, утв. постановлением Совмина от 28.04.2016 № 345. На ее финансирование понадобится 65,6 трлн. Br.

Источниками финансирования программы будут как средства бюджета, внебюджетных, в т.ч. инновационных фондов, так и собственные средства исполнителей мероприятий и кредитные ресурсы. Госпрограмма призвана обеспечить доступность, высокое качество и безопасность услуг транспорта, развитие инфраструктуры. В числе основных задач названы обновление подвижного состава, повышение скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, повышение эффективности функционирования и улучшение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса.

Планируется, что в результате выполнения госпрограммы грузооборот транспорта при благоприятных внешних условиях в 2020 г. вырастет на 6,8% по сравнению с 2015 г. (без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот – на 2,4%.

Документ включает 4 подпрограммы, охватывающие вопросы развития железнодорожного, автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена, внутреннего водного и морского транспорта и гражданской авиации. При этом основную роль предстоит играть наземному транспорту.

На долю железнодорожного транспорта сегодня приходится 62% в грузовом и 36% в пассажирском обороте, а в экспорте транспортных услуг – 25%. Между тем за прошлый год объем железнодорожных перевозок грузов уменьшился на 7,1%, до 131,4 млн. т, пассажиров – на 4,9% (до 87,1 млн. человек). В рамках подпрограммы планируется увеличить грузооборот на 6,6%, пассажирооборот – на 0,9% после прошлогоднего падения на 9,4% и 8,7%. Кроме того, износ основных средств должен снизиться с нынешних 53 до 51%, а потребление топлива на тягу поездов – на 15,3%.

Обеспечить доступность, повышение качества и безопасности услуг планируется за счет развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с новыми условиями работы нашей страны в ЕАЭС, повышения скоростей движения пассажирских поездов, устранения мест, имеющих ограниченную пропускную способность, внедрения современных информационных технологий и сертификации системы управления безопасностью.

Продолжится оптимизация транспортно-логистических схем доставки грузов, развитие контейнерных перевозок. Увеличится протяженность электрифицированных железнодорожных участков по основным направлениям международных грузоперевозок. Планируется вывести из эксплуатации ненужные объекты, исключить непрофильные виды деятельности, а вспомогательные и обслуживающие функции передать на аутсорсинг.

Для реализации подпрограммы понадобится 14 321,2 млрд. Br. Из них 25,3% составят собственные средства ГО «Белорусская железная дорога» (на развитие инфраструктуры), 68,7% – кредиты (на электрификацию железнодорожных участков и частично – обновление подвижного состава). 6% поступит из республиканского бюджета (на приобретение грузовых, пассажирских электровозов, электропоездов, дизель-поездов).

Подпрограмма, посвященная автомобильному, городскому электрическому транспорту и метрополитену, на которые приходится около 96% от общего объема перевозок пассажиров, предполагает оптимизацию маршрутной сети, внедрение современных систем и технических средств диспетчерского управления движением автобусов с использованием возможностей спутниковой навигации. Планируется увеличение скорости перевозок и повышение их комфортности благодаря пополнению автопарка современной техникой. На финансирование подпрограммы потребуется 37,8 трлн. Br.

В результате грузооборот автомобильного транспорта должен вырасти на 7,1%, пассажирооборот автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена – на 1%, протяженность эксплуатационных путей городского электрического транспорта – на 20,1%. Между тем объем перевозок пассажиров автотранспортом в прошлом году сократился на 6,8%.

В 2015 г. уровень возмещения затрат на городские и пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении за счет собственных доходов без учета субсидий составил 57,4%. К 2020 г. планируется постепенно выйти на самоокупаемость: за счет поэтапного увеличения тарифов, а также постоянной оптимизации маршрутной сети, снижения затрат, координации расписания движения автобусов с иными видами транспорта.

Планируется создать условия для развития государственно-частного партнерства, что должно содействовать увеличению доли частных транспортных организаций, выполняющих перевозки в регулярном сообщении.

Главным риском, способным помешать достижению намеченных показателей, авторы программы считают опасность неполного или неритмичного финансирования за счет средств бюджета и собственных средств организаций, нехватку сторонних инвестиций. Поэтому во второй подпрограмме рассматриваются варианты на случай недофинансирования мероприятий на 10 или 25%.

Интересно, что другим существенным риском признается неожиданное изменение законодательства. Такую угрозу в числе своих основных проблем всегда называют белорусские предприниматели. Но в государственной программе ее встретить было неожиданно.

В перечне рисков также названы факторы, влияющие на объем пассажирооборота: снижение численности сельского населения, рост парка личных легковых автомобилей, уменьшение реальных денежных доходов граждан, неполная занятость. В программе не уточняется, как падение благосостояния и численности населения повлияет на его автомобилизацию и спрос на транспортные услуги.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений