Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
29.12.2015 22 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Подарки не принимать, счетов не иметь, предпринимательством не заниматься©

С 24.01.2016 г. вступает в силу Закон от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З). Постановление Совмина от 15.12.2015 № 1040 (далее – постановление № 1040) принято во исполнение ст. 49 этого законодательного акта и с указанной даты предусматривает приведение в соответствие с ним контрактов, заключаемых с разными категориями госслужащих, а также с временными и антикризисными управляющими.

Контракты с руководителями госорганизаций

Изменения вносятся в подп. 8.9.1 п. 8 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утв. постановлением Совмина от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» (далее – Положение № 604).

В соответствии с ним в контракте в качестве обязательных условий должны быть указаны обязанности руководителя организации, в т.ч. в сфере трудовых отношений. С 24 января 2016 г. уточняется, что в их число входят следующие условия:

– не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через любых иных лиц (в настоящее время в данной норме запрещается только предпринимательская деятельность, осуществляемая через доверенных лиц), не оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

– не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственной организации, работником которой он является (сейчас здесь говорится об организации, руководителем которой он является), либо подчиненной и (или) подконтрольной ей госорганизации;

– не совершать от имени организации без согласования с госорганом (организацией), в подчинении (ведении) которого (которой) она находится (в состав которого (которой) она входит), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно не поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам. В действующей норме содержится явно ошибочное требование поручать без подобного согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;

– не принимать участие лично или через иных лиц (сейчас – доверенных лиц) в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 305-З и иными законодательными актами (в настоящее время упоминание о Законе № 305-З в данной норме отсутствует);

– не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;

– не выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности (сейчас здесь говорится только о трудовой деятельности) указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) он является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания, депутатов местных Советов депутатов);

– не выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией и другими законодательными актами. Отметим, что сейчас руководителям госорганизаций разрешена любая педагогическая деятельность, а не только осуществляемая в рамках образовательных программ. В то же время «иное» может быть установлено только Конституцией;

– незамедлительно принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении или возможности его возникновения.

Кроме того, подп. 8.9.1 п. 8 Положения № 604 дополнен следующими обязательными требованиями к руководителям госорганизаций:

не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;

не принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или не получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

не осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами РБ или по договоренности между госорганами РБ и органами иностранных государств за счет средств соответствующих госорганов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в т.ч. поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

не использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

Контракты с лицами, назначаемыми на должность Президентом

Постановлением № 1040 изложен в новой редакции подп. 2.9 п. 2 Примерной формы контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 5.08.2002 № 1055 (далее – Примерная форма контракта). Как и сейчас, в ней установлено, что указанное лицо должно соблюдать ограничения, связанные с выполнением должностных обязанностей, установленные Конституцией, Законом от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами. При этом перечень указанных ограничений существенно уточнен.

Во-первых, в него включены все перечисленные выше ограничения, установленные постановлением № 1040 для руководителей госорганизаций в Положении № 604. При этом многие из этих норм претерпели значительные изменения.

Так, в настоящее время лицо, назначаемое на долж­ность Президентом, не должно использовать в личных интересах или в интересах физических или юридических лиц любую информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей, если она не подлежит официальному распространению. С 24 января 2016 г. такое лицо не сможет использовать во внеслужебных целях только полученную им при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей информацию, рас­пространение и (или) предоставление которой ограничено.

Норма, не разрешающая производить неправомерную передачу юридическим лицам, независимо от форм собственности, и физическим лицам государственных финансовых и материальных ресурсов, заменяется на запрет использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество организации, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

Запрет на использование служебного положения в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы, дополняется требованием не выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) он является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания, депутатов местных Советов депутатов).

Действующая редакция подп. 2.9 п. 2 Примерной формы контракта содержит сразу две нормы, связанные с оказанием тех или иных «знаков внимания» лицам, назначаемым на должность Президентом. В одной (подп. 2.9.10) – запрещается принимать любые подарки в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, во второй (подп. 2.9.18) – не разрешается принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом полученные госслужащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает 5 базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем госоргана, в котором госслужащий занимает государственную должность.

Вместо них в подп. 2.9 п. 2 Примерной формы кон­тракта включена норма, согласно которой указанным лицам нельзя принимать любое имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или не получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей. Отметим, что получение выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей из Примерной формы контракта исчезло.

Сразу тремя нормами в действующей редакции подп. 2.9 п. 2 Примерной формы контракта регламентируется отличная от служебной деятельность лица, назначаемого на должность Президентом. Подпункт 2.9.9 запрещает выполнять оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, подп. 2.9.15 – заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом, а подп. 2.9.16 – выполнять любую работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде.

Как и руководители госорганизаций, с 24 января 2016 г. лица, назначаемые на должность Президентом, не могут выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами. Про согласование такой деятельности с руководителем в новой редакции Примерной формы контракта уже не упоминается.

Во-вторых, в перечне ограничений, налагаемых на лиц, назначаемых на должность Президентом, сохранены обязанности лиц, назначаемых на должность Президентом:

– не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами;

– не принимать участие в забастовках;

– не принимать без согласия Президента государственные награды иностранных государств;

– не получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Отметим, что все они распространяются только на госслужащих.

В-третьих, по сравнению с руководителями госорганизаций лицам, назначаемым на должность Президентом, вменена дополнительная обязанность не совершать от имени организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными пред­принимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно не поручать совершение таких сделок иным должностным лицам.

В то же время многие действующие в настоящее время ограничения на лиц, назначаемых на должность Президентом, по каким-то причинам исключены из подп. 2.9 п. 2 Примерной формы контракта. В част­ности, с 24 января 2016 г. в нем отсутствуют следующие ограничения:

– не вмешиваться в деятельность других госорганов, организаций независимо от форм собственности, кроме случаев, когда это входит в круг его обязанностей;

– не использовать свое служебное положение при решении вопросов, затрагивающих его личные интересы или интересы членов его семьи и близких родственников;

– не предоставлять необоснованные льготы и привилегии физическим или юридическим лицам и не оказывать содействие в их предоставлении;

– не отказывать в даче информации физическим или юридическим лицам, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами, необоснованно не задерживать ее, не передавать недостоверную или неполную информацию;

– не создавать искусственно препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.

Возможно, это результат «механического» приведения Примерной формы контракта в соответствие с нормами Закона № 305-З, но определенные вопросы данное решение вызывает.

Контракты с временными и антикризисными управляющими

Что касается изменений, внесенных в примерную форму контракта с временным управляющим и примерную форму контракта с антикризисным управляющим, утв. постановлением Совмина от 6.05.2013 № 344 «Об утверждении примерных форм контрактов», в их «антикоррупционные» разделы включены все ограничения, установленные постановлением № 1040 для руководителей госорганизаций и включенные в Положение № 604 (см. выше), с одним существенным дополнением.

Как временным, так и антикризисным управляющим запрещено совершать от имени должника, в уставном фонде которого 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (сейчас здесь говорится о негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля госсобственности составляет не менее 50%), в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно не поручать совершение таких сделок иным должностным лицам. В настоящее время запрещено поручение совершения таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах.

Контракты с госслужащими

В п. 5 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утв. постановлением Совмина от 7.10.2003 № 1271 (далее – Положение № 1271), расширен перечень оснований для запрета в заключении контракта в качестве госслужащих, в который включено наличие у претендента судимости, совершение тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо тяжкого или особо тяжкого преступления, сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Самостоятельным основанием для прекращения контракта с госслужащими с 24 января 2016 г. становится совершение проступка, несовместимого с нахождением на госслужбе.

В п. 3 приложения к Положению № 1271, содержащего примерную форму контракта с государственным служащим, уточнено, что госслужащий обязан в т.ч.:

– не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц, не оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам (сейчас в данной норме говорится только о доверенных лицах и близких родственниках) в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью госоргана, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

– не выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Педагогическая (в части реализации содержания образовательных программ), научная, культурная, творческая деятельность, медицинская практика в рабочее время могут осуществляться по согласованию с руководителем госоргана, в котором госслужащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что согласовывать указанную деятельность с руководителем нужно будет только в том случае, если она выполняется в рабочее время.

Норма, согласно которой в настоящее время госслужащие не могут выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в госорганизациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде, из п. 3 приложения к Положению № 1271 исключена.

Александр ГАНАГО

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by