Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
ИП и физлицам
20.09.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Платежные терминалы и ИП: есть послабления

Постановлением Совмина и Нацбанка от 8.09.2016 № 707/23 (далее – постановление № 707/23) внесены дополнения и изменения в постановление Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16, которым регулируется прием наличных и безналичных денежных средств при продаже товаров, работ и услуг. Эти новшества касаются, прежде всего, применения платежных терминалов индивидуальными предпринимателями.

Постановлением № 707/23 для ИП предусмотрена возможность:

1) использования одного платежного терминала для приема оплаты с использованием банковских платежных карточек несколькими ИП либо ИП для использования в нескольких торговых объектах (объектах услуг). Напомним, что согласно подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16 юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛ­КАРТ», эмиссию которых осуществляют банки РБ.

Вместе с тем данная возможность может быть реализована только при соблюдении следующих условий:

– платежный терминал позволяет вести раздельный учет операций приема оплаты;

– торговые объекты (объекты услуг) ИП расположены на площадях одного торгового центра и (или) территории одного рынка;

– торговые объекты (объекты услуг) перечислены в п.п. 1 и 3 перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 (далее – перечень).

К таким торговым объектам (объектам услуг) относятся:

павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец (п. 1 перечня);

объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену) (п. 3 перечня).

При этом ИП должна быть обеспечена возможность доставки платежного терминала к держателю банковской платежной карточки непосредственно в объект, где производится оплата товара (услуги) при использовании банковской платежной карточки.

Ответственность за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, пред­назначенных для установки на кассовое оборудование предусмотрена ст.ст. 12.18 и 12.20 КоАП соответственно;

2) осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с перечнем при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала, в течение 2 месяцев с даты возникновения обязанности по его установке и использованию.

В указанный перечень входят:

1) павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;

2) объекты общественного питания, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением объектов, расположенных в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах – училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях;

3) объекты бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену);

4) автомобильные стоянки;

5) автозаправочные станции;

6) кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи), кассовые залы станций метрополитена;

7) пункты взимания дорожных сборов;

8) пункты подключения абонентов сотовой подвижной электросвязи (при наличии в данном пункте кассового оборудования);

9) объекты почтовой связи и электросвязи (отделения и пункты почтовой связи, сервисные центры, пункты коллективного пользования);

10) аптеки;

11) гостиницы, санатории, дома (базы) отдыха, оздоровительные центры (комплексы);

12) игорные заведения;

13) кассы (кассовые кабины) организаций, оказывающих платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги;

14) автомобили-такси;

15) диагностические станции, осуществляющие тех­нический осмотр транспортных средств;

16) объекты техобслуживания и ремонта автомобилей;

17) объекты оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами;

18) розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме).

В связи с проведением с 1.07.2016 г. деноминации постановлением № 707/23 внесены изменения в Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических элект­ронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утв. постановлением № 924/16 (далее – Положение), в части корректировки значения термина «автоматический электронный аппарат, торговый автомат» для обеспечения возможности использования таких устройств с деноминированными денежными единицами, в т.ч. с целью возможности приема монет за реализованные товары (работы, услуги).

Еще одно новшество касается как ИП, так и юридических лиц. С учетом практики применения постановления № 924/16 и Положения (п. 33) внесены изменения, согласно которым юридические лица и ИП самостоятельно определяют период, в течение которого (за который) в приходных кассовых ордерах будет отражаться общая сумма принятых наличных при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг (выручка). При этом предусмотрено, что данный период не должен быть реже, чем один раз в 7 дней.

Напомним, что до вступления в силу постановления № 707/23 прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подп. 31.1–31.3 (за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает одну базовую величину), 31.4–31.11, 31.18, 31.22–31.24, 31.26 п. 31 Положения, должен осуществляться с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).

Такие изменения обусловлены тем, что в ряде случаев реализация товаров осуществляется в отдалении от офиса организации и, соответственно, кассы, в которую они сдают принятые ими наличные денежные средства, а также после окончания рабочего дня (смены). Поэтому не всегда может быть обеспечена возможность сдачи продавцами денежных средств по окончании этого рабочего дня (смены).

Например, при продаже билетов (абонементов) на посещение культурно-зрелищных мероприятий через физических лиц (распространителей), осуществляющих такую продажу на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с организациями культуры, данный процесс может занимать несколько дней, причем с выездом за пределы населенного пункта, в котором расположен офис организации культуры и, соответственно, касса, в которую распространители обязаны сдавать принятые при продаже билетов (абонементов) наличные денежные средства с оформлением приходных кассовых ордеров на общую сумму выручки.

Этот подход может быть применим также в отношении такого вида деятельности, как осуществление разносной торговли товарами, когда продавцы в отдалении от офиса организации и, соответственно, кассы, в которую они сдают принятые ими наличные, осуществляют реализацию товаров.

Постановление № 707/23 вступает в силу после его официального опубликования (опубликовано в НРПА 12.09.2016 г.).

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by